Брюссельский суд снял арест с активов РФ в Бельгии, а также со счетов агентств ИТАР-ТАСС и РИА «Новости», который был наложен два года назад по иску бывших акционеров ЮКОСа.
О снятии ареста в пятницу сообщает ТАСС со ссылкой на главу Международного центра правовой помощи Андрея Кондакова.
«Час назад мне позвонили юристы, представляющие интересы российской стороны в суде, и сообщили, что суд Брюсселя первой инстанции снял все аресты с российской собственности в Бельгии», — цитирует Кондакова новостное агентство.
В 2014 году Гаагский арбитраж постановил, что Российская Федерация должна выплатить экс-владельцам ЮКОСа более $50 млрд (причем изначально истцы требовали $100 млрд) в качестве компенсации ущерба за «экспроприацию инвестиций».
Основную сумму по приговору Гаагского суда — $39,97 млрд — должна была получить кипрская Hulley Enterprises (входила в Group Menatep (GML), которая владела контрольным пакетом ЮКОСа). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.
Россия решение Гааги исполнять отказалась и в ноябре того же года подала ходатайства об отмене арбитражных решений.
Бывшие владельцы ЮКОСа, очевидно не рассчитывая, что окончательный вердикт будет в их пользу, инициировали процесс приведения в исполнение решения Гааги в судах Франции, Бельгии, Германии, Великобритании и США. В результате по решению местных судов был арестован ряд российских активов.
Как сообщалось ранее, в Бельгии под арест попали практически все крупные российские банки, зарегистрированные в этой стране, такие организации, как «Евроконтроль», регулирующий воздушное движение над Европой, и все российские представительства (кроме защищенных дипломатической неприкосновенностью), вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского Русской православной церкви, а также представительства негосударственных организаций и СМИ.
Общая стоимость арестованных в Бельгии российских активов оценивалась в €1,7 млрд.
России почти сразу удалось добиться отмены ареста некоторых активов, а позднее истцы сами начали отказываться от своих требований. Так, в 2016 года экс-акционеры ЮКОСа отказались от намерения арестовать в рамках иска строящийся российский духовно-культурный комплекс в Париже.
Но это уже было продиктовано решением Гаагского окружного суда, который в апреле 2016 года отменил решение Гаагского третейского суда, обязывающее РФ выплатить $50 млрд, так как третейский суд не имел юрисдикции для рассмотрения этого дела. Россия, кстати, изначально именно на этом и настаивала.
Тем не менее в январе 2017 года Кондаков говорил, что РФ не исключает новых попыток наложить арест на российскую собственность за рубежом.
По его словам, юристы ЮКОСа прибегли к тактике затягивания процесса, не предоставляя апелляцию по существу и призывая разбить дело на две части. На тот момент как во Франции, так и в Бельгии не было остановлено производство по делу.
«Решение в пользу российской стороны в целом было ожидаемым», — комментирует Максим Сафиулин из адвокатского бюро А2.
Юрист напоминает, что суд Брюсселя ранее отказал в снятии ареста с российских активов, опираясь на доводы Yukos Universal относительно обязательств бельгийского суда признавать арбитражные решения, вынесенные судом Гааги по голландско-бельгийской конвенции.
Но суд Брюсселя был обязан согласиться с решением Гаагского окружного суда. И даже без этого вероятность снятия ареста с российских активов, по словам Сафиулина, была крайне высока — с учетом того, что судами других стран арест уже был снят.
«По сути, это было лишь вопросом соблюдения процессуальных норм и делом времени, — говорит юрист. — Однако праздновать победу еще рано: бывшие акционеры ЮКОСа вряд ли просто так смирятся с поражением и продолжат оспаривать решения об отмене ареста имущества».
Основной упор, по мнению Сафиулина, будет сделан на Гаагу, решение арбитража которой, по сути, и «спутало все карты» экс-владельцам ЮКОСа.