Рассмотренные Госдумой в пятницу правительственные поправки в федеральный бюджет 2017–2019 годов и макропрогноз до 2020 года зафиксировали сложившиеся в кризис 2015–2016 годов правила пенсионного обеспечения.
Прежде всего поправками не предусмотрена индексация пенсий работающим пенсионерам. Для неработающих пенсионеров после единовременной компенсации ниже уровня инфляции по итогам 2015 года восстановлено право на повышение пенсий на уровень фактической инфляции, которую правительство намерено удерживать на уровне 4% в год всю предстоящую трехлетку.
Комментируя отказ правительства индексировать пенсии работающим пенсионерам, министр финансов Антон Силуанов в Госдуме объяснял, что «это была мера антикризисного плана, чтобы, с одной стороны, добиться оптимизации расходов, с другой стороны — сконцентрироваться на поддержке пенсионеров, которые получают доход только от пенсии». По его словам, «бюджет на 2017–2019 годы достаточно сложный, адаптационный к новым условиям в экономике».
Силуанов считает, что «с 2020 года появятся новые возможности увеличивать расходы».
Речь в этом случае идет не столько о финансовых возможностях, сколько о том, удастся ли договориться всем вовлеченным в дискуссию сторонам о параметрах пенсионной реформы. Среди вопросов, по которым не первый год не удается добиться компромисса, — повышение пенсионного возраста, трансформация фиксированных пенсионных выплат в пособие по старости и создание индивидуального накопительного капитала.
Тем временем Высшая школа экономики на основании апрельского макропрогноза Минэкономразвития пришла к выводу, что уровень пенсий отстает на 5% от докризисного уровня.
По базовому сценарию «страховые пенсии в реальном выражении после снижения на 6,1% за 2015–2016 годы вырастут на 1,4% в 2017 году и снизятся на 0,2% за 2018–2020 годы», – говорится в заключении ВШЭ к поправкам в бюджет.
Таким образом, пенсии в реальном выражении к 2020 году будут лишь на 1,2% больше уровня 2016 года, то есть практически не восстановятся после кризисного падения и не будут иметь тенденцию к восстановлению.
Положение пенсионеров ухудшается, несмотря на восстановления экономики: ВВП, согласно прогнозу Минэкономразвития, накопленным итогом за 2017–2020 годы покажет рост на 6,7%. Примерно на столько же возрастут реальные зарплаты — на 6,8%.
Разрыв между уровнем жизни, который могут себе позволить работающие граждане и пенсионеры, к 2020 году будет только увеличиваться, делает вывод ВШЭ.
Макропрогноз предусматривает устойчивое снижение отношения средней пенсии к средней зарплате: с 34,6% в 2016 году до 31,5% в 2020-м, то есть на 3,1 п.п., до худшего показателя с 2009 года.
Тогда правительству для повышения уровня жизни пенсионеров пришлось пойти на одномоментное повышение пенсий на 35% в реальном выражении, напоминает ВШЭ. На этот раз у бюджета такой возможности уже нет.
Проблему пенсионеров в Госдуме пытались решить всю эту неделю. Доминирующая в Госдуме партия «Единая Россия» напоминала правительству о пенсионерах и на заседании бюджетного комитета, рассматривавшего поправки в федеральный бюджет во вторник, и во время отчета в парламенте министра экономического развития Максима Орешкина в среду.
Правда, эти попытки все больше носили декларативный характер. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев требовал от Максима Орешкина фактически отказаться от моделей расчета прогноза и «придерживаться позиции президента, федеральных законов и нормативных актов правительства и подтвердить стратегическую цель, заявленную официально, о том, что к 2030 году средний размер пенсий должен достичь 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионеров».
В конце мая замминистра финансов Алексей Моисеев рассказывал, что в Минфине ждут совещания в правительстве по концепции добровольных пенсионных накоплений из-за сохраняющихся разногласий с социальным блоком.
Но социальный вице-премьер Ольга Голодец идти на какие-либо уступки финансово-экономическому блоку правительства отказывается.
По ее словам, «перспектив у систем накопления нету, сегодня самая эффективная система — это солидарная, страховая система, именно она позволяет с наименьшими издержками обеспечить стабильную пенсию для всех граждан России». «Это просчитано до 2050 года с учетом всех демографических рисков, это единственная возможность обеспечивать наших людей достойной пенсией», — заявила на ПМЭФ 2 июня Голодец.