— Как вы относитесь к проблеме с баллами, которых сейчас части граждан не хватает для начисления страховой пенсии? По прогнозам экспертов, в дальнейшем эта проблема будет только увеличиваться в масштабах.
— Во-первых, эта проблема касается достаточно малого количества людей. Дело в том, что ограничение по минимальному стажу (для начисления страховой пенсии. — «Газета.Ru») существовало всегда, это пять лет. Сейчас эти требования по стажу медленно увеличиваются. И в этом году это уже будет восемь лет. И я хотел сказать, что, по нашим оценкам, всего около 1% граждан не имеют такого стажа. Кроме того, ограничение по баллам также достаточно низкое.
Если работать и получать зарплату на уровне МРОТ (минимальный размер оплаты труда составляет 7,5 тыс. руб. — «Газета.Ru»), то в прошлом году нужно было для этого девять лет, в этом году — 11.
Минимальный размер оплаты труда, установленный сегодня, позволяет гражданину заработать всего 1,03 балла за год. Таким образом, минимальный стаж для самой низкооплачиваемой категории работников в стране на самом деле уже 11 лет, а не восемь, а к 2025 году с такой зарплатой придется официально проработать 30 лет.
Но сейчас мы МРОТ увеличиваем (премьер-министр Дмитрий Медведев обещал за два года довести МРОТ до прожиточного минимума, который сейчас составляет 10,7 тыс. руб. — «Газета.Ru»), и поэтому я думаю, что количество лет, за которое можно будет получить минимальный стаж, будет в районе восьми-десяти. Средний стаж, для справки, по Российской Федерации, — это 34 года.
Поэтому из 43 млн пенсионеров, по нашим оценкам, только 47 тыс. не имеют минимального стажа.
Поэтому мы считаем, что просто нужно нам, видимо, усилить разъяснительную работу, чтобы оповестить граждан, чтобы они поменяли свое поведение.
Мы при принятии этой меры исходили из постепенности и анализа положения дел со стажем и собственно заработком. Но в любом случае гражданин, который к моменту достижения пенсионного возраста — то есть 55 лет для женщин и 60 для мужчин — не набрал необходимого количества стажа или баллов, может продолжать работать и набирать эти баллы и стаж.
Тем более, как вы знаете, за отложенный выход на пенсию даются премиальные баллы.
Для тех же, кто сознательно не работает, а такие россияне тоже есть, например домохозяйки или граждане, у которых есть иные источники дохода, то для них на пять лет позже существует социальная пенсия, которая не меньше прожиточного минимума, и она им выплачивается. Таким образом, в принципе, без государственной поддержки не остается никто.
— По вашим ожиданиям, как россияне должны поменять свое поведение?
— Средний стаж, который есть у россиян, — это 34 года. То есть увеличение стажа не проблема. Что касается МРОТ, то даже при нынешнем уровне требуется не такой большой стаж. Поэтому стаж в 15 лет и увеличение до необходимых 30 баллов для начисления страховой пенсии не станет такой проблемой.
— Рассчитывает ли ПФР на статус центрального администратора в новой системе ИПК (индивидуальный пенсионный капитал), которая должна заменить действующую систему пенсионных накоплений?
— Эта система будет существовать отдельно от системы обязательного пенсионного страхования. А мы — страховщик по обязательному пенсионному страхованию. Поэтому исходим из того, что данная функция Пенсионного фонда законодательно не предусмотрена. Если Центральный банк или правительство предложит нам ее реализовывать, то это нужно делать с законом и соответствующими средствами на содержание этой системы.
— Что будет с людьми, которые занимались администрированием страховых взносов? Перешли они в ФНС из ПФР?
— Мы сократили 5 тыс. штатных должностей с 1 января этого года. Из них, по-моему, 1,7 тыс. человек подали заявления о переходе в налоговую службу. И в настоящее время они либо уже перешли, либо оформляются, либо принимают иное какое-то решение. С 1 июля мы сокращаем 6 тыс. человек, и с 1 октября еще будет небольшое досокращение.
У нас, в принципе, с налоговой службой есть соглашение и есть план совместных действий. Те, кто изъявляет желание перейти в налоговую службу, у них упрощенная процедура перехода туда, им не нужно проходить конкурс. Но они проходят собеседование, и для них может быть назначен испытательный срок.
Поэтому в данном случае мы активно работаем с налоговой службой. И мы думаем, что все в конечном счете зависит от двух факторов. Во-первых, от самого человека, хочет ли он переходить в налоговую службу или куда-то еще, например в негосударственный пенсионный фонд. И во-вторых, конечно же, от его степени квалификации и других качеств. Мы надеемся, что все, кто хочет трудоустроиться, это делают.
— Как вы относитесь к идее перевести финансирование фиксированной выплаты к пенсии на федеральный бюджет?
— Здесь несколько аспектов. Действующая система трансфертов подстроена под льготы, которые даны, и исходит из того, что пенсионная система основана на страховых принципах, то есть финансируется за счет страховых взносов, она самодостаточная. И компенсация предоставленных льгот — это просто плата за льготы. Таким образом, это гарантия ее обособленности и сбалансированности. И если мы меняем систему, то тогда получается, что нам нужно все эти льготы финансировать за счет страховых взносов.
Если мы при этом меняем страховые взносы, их уменьшаем, то это так называемый налоговый маневр (маневр 22-22, который обсуждается в правительстве и предусматривает снижение ставки страховых взносов с 30 до 22% и увеличение ставки НДС с 18 до 22%. — «Газета.Ru»), который был предложен Министерством экономики. И здесь уже вопросы тогда к налоговому маневру.
Что касается эффектов для пенсионной системы, то мы говорили о том, что это существенно меняет пенсионную систему. Что касается эффектов в экономике, это обеление заработных плат.
— При существующей фискальной схеме эффективная ставка для компаний, которые платят зарплаты «по-белому», значительно ниже 30%. То есть ставка невысока?
— Мы считаем, что сложившаяся ставка уже принята всеми игроками на рынке и работодателями. Работодатели просят ее не увеличивать.
Если резко снижать ставку, то вернуться потом к этой ставке будет достаточно сложно и болезненно. Поэтому мы считаем, что лучше оставаться в действующих условиях.
— Последний вопрос, Антон Викторович. Что такое, на ваш взгляд, достойная старость? К чему надо стремиться?
— На наш взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы иметь коэффициент заработка где-то процентов 60–70 на пенсии. Если у вас был хороший заработок, то вы не можете сравнивать свои доходы после оставления работы с тем, что вы получали на работе.
Поэтому, если говорить о тех людях, кто получал нормальную зарплату и хочет сохранить свой заработок, то я считаю, что они должны стремиться к коэффициенту замещения процентов 60–70.
При этом основная часть этого коэффициента замещения будет обеспечена за счет солидарной части. Остальная — это участие в корпоративных, профессиональных системах, добровольное накопление на пенсию. Также необходимо использовать и другие инструменты, которые предлагает финансовый сектор.
То есть, вы знаете, мы специально смотрели, в Европе нет пенсионеров, которые после выхода на пенсию живут только на государственную пенсию. У них достойная старость складывается из многих факторов. Это и весь блок финансовых и страховых инструментов. И также то, что они, например, отложили в депозиты, или то жилье, которое у них осталось. Дети уехали, а ипотека выплачена.
Достойная старость — это тогда, когда человек заранее о ней заботится и заранее принимает все необходимые меры, чтобы получать тот доход, который он считает для себя приемлемым.
Поэтому мы считаем, что вопросы пенсионной финансовой грамотности обязательно должны быть на повестке дня, и в учебных заведениях тоже. Человек должен уметь планировать свои доходы не только в тот период, когда он в расцвете сил или работает на прекрасной должности, но и после того, как он будет нетрудоспособным и оставит работу.