«У людей есть ресурсы, чтобы копить на пенсию»

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов рассказал «Газете.Ru» о концепции ИПК

Наталия Еремина (Санкт-Петербург)
Зампред Центробанка Сергей Швецов на парламентских слушаниях в Госдуме, 2013 год Сергей Карпов/ТАСС
В настоящее время российский бюджет не может самостоятельно обеспечить гражданам ту пенсию, которую они хотели бы получать. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов объяснил в интервью «Газете.Ru», что эта ситуация может быть исправлена самими гражданами с помощью отчислений в рамках концепции «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК).

— В какой стадии подготовки находится концепция ИПК сейчас?

— Концепция Министерством финансов была направлена в правительство. Оно направило ее на доработку, поручив трем ведомствам — Министерству финансов, Министерству труда и социальной защиты, Минэкономики — с участием Банка России доработать ее, потому что она была внесена с определенными разногласиями.

Хотя между Центробанком и Минфином разногласий нет, тем не менее у социального ведомства остаются определенные сомнения относительно автоподписки.

В остальном как бы наши разногласия были устранены, и вот это единственный камень преткновения, который нам предстоит еще обсудить, внимательно, найти правильную юридическую конструкцию и перевнести концепцию. Параллельно мы готовим, естественно, законопроект, который должен создать ИПК в нашей стране.


— Почему так важно решить вопрос с автоподпиской? Это самое дискуссионное звено ИПК.

— Оно дискуссионное, наверное, между Минфином и социальным блоком. Я не думаю, что оно дискуссионно среди профессионалов и среди самих наших граждан.

ИПК опирается на четыре очень важные категории: это должно быть надежно, выгодно, удобно и понятно. И если с категорией «удобно» мы будем разбираться, то это означает минимальные действия со стороны наших граждан по вхождению в эту систему.

При этом нельзя путать автоподписку и обязательность участия в системе. Система является добровольной, и гражданин может отказаться от участия в ней. Такие граждане, безусловно, будут, но их будет меньшинство. И более того, даже если гражданин начал накапливать свои средства, в ходе периода охлаждения, это будет до года, он может прекратить накапливать и забрать свои денежные средства. Если же этот год преодолен, он может просто взять паузу, и не один раз, много раз, и также перестать эти средства накапливать.

Поэтому мы считаем, что так как основная часть граждан должна участвовать в этой системе и мы для них, собственно, ее и делаем, то зачем их обременять написанием различных заявлений, хождением в пенсионные фонды, осуществлением различных процессуальных действий.

Мы делаем для большинства удобный вариант автоподписки. И мы считаем, изучив опыт международный, посмотрев, как реализована данная система сегодня и какие у нее есть недостатки, что автоподписка является необходимым элементом нашего предложения.

Мы будем искать совместно правильную юридическую конструкцию, но от принципа отходить не будем.

— Когда, на ваш взгляд, может заработать система ИПК?

— Наши планы, что прототип пенсионного администратора должен появиться в 2018 году, а в 2019-м она должна уже работать на полную мощность. Поэтому, кроме того, что мы обсуждаем сейчас концепцию законопроекта, также разрабатываются технические требования к пенсионному администратору, который станет ядром этой системы и сделает, действительно, эту систему понятной для наших граждан. И граждане смогут получать исчерпывающую информацию относительно не только того, что уже накоплено, но и делать прогнозы о том, сколько надо накопить, чтобы получить желаемый результат на пенсии.


— А почему вы уверены, что люди начнут копить на пенсию самостоятельно?

— Потому что бюджет сегодня не может обеспечить части наших граждан ту пенсию, которую они хотели бы получать. Обеспечивается минимальный объем денежных средств, который позволит на пенсии, что называется, выживать.

Если гражданин считает для себя необходимым получать больше, чем ему готово предоставить государство, исходя из своих возможностей, он должен чем-то пожертвовать. Пожертвовать своим текущим доходом.

Собственно, ИПК — это конструкция, которая позволяет ему не только отложить часть денежных средств, но и сделать так, чтобы эти денежные средства приумножались, чтобы эти денежные средства впоследствии стали источником выравнивания его социального положения с точки зрения расходов до и после прекращения работы. Вот это выравнивание очень важно, это так называемый коэффициент замещения, важно, чтобы он был больше. Поэтому мы считаем, что пенсионная услуга уникальна.

— Вы считаете, что россияне в состоянии пожертвовать текущим доходом, то есть у них есть ресурсы на это?

— Я считаю, что такие ресурсы есть. И забота гражданина о своей пенсии входит в минимальный набор, скажем так, базовых услуг, которые финансовая система должна гражданину предоставлять. Мы развиваем финансовый рынок для того, чтобы улучшать жизнь наших граждан. И что уникального в пенсионной услуге, кроме того, что вашими деньгами занимаются профессионалы, что они защищены системой гарантирования?

Очень важно, что эта услуга компенсирует недостаток вашей финансовой дисциплины. Все остальные продукты, к сожалению, этот недостаток не компенсируют.

И если вы накапливаете через ценные бумаги, через недвижимость, через банковские депозиты, в течение вашей жизни возникает огромное количество ситуаций, где вам необходимо потратить деньги.

И скорее всего до пенсионного возраста ваши сбережения не доживут, потому что вы их потратите. Пенсионная же услуга как раз рассчитана на то, чтобы гражданин сберегал понемножку, но в итоге оказывался с достаточно большим объемом сбережений, который позволяет десять, или двадцать лет, или пожизненно, в зависимости от выбора гражданина, получать дополнительную пенсию, перестав работать.