В базовом сценарии прогноза (есть в распоряжении «Газеты.Ru») предполагается, что страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2035 году окажутся всего на 1,1% выше, чем в 2016-м. Реальный накопленный темп роста среднего размера страховой пенсии будет отрицательным — минус 14,1% к уровню 2016 года.
В целевом варианте, который предполагает проведение комплекса экономических реформ, цифры буду лучше — плюс 2,5% по страховым пенсиям в целом и плюс 20% по пенсиям неработающих пенсионеров.
В номинальном выражении средний размер страховой пенсии достигнет в 2035 году в базовом варианте 22,984 тыс. руб., в целевом — 27,41 тыс.
Реальные располагаемые доходы населения будут расти темпами не выше 1,5% по всем сценариям и увеличатся к 2035 году на 28,2% в базовом сценарии и на 54,9% в целевом. Зарплаты в реальном выражении вырастут сильнее: на 33,9% в базовом сценарии и на 56,5% в целевом.
Соотношение пенсий и зарплат к 2035 году резко уменьшится, с нынешних примерно 36% до чуть более 20%. Сокращение коэффициента замещения и числа пенсионеров снизит отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда с 28 до 15%.
В макропрогнозе есть еще и консервативный вариант, но там показатели даже хуже, чем в базовом варианте.
Стоит отметить, что базовый вариант прогноза предполагает темпы роста экономики на минимальном уровне, который не превышает 1,7% в год на протяжении всех лет вплоть до 2035 года. В целевом сценарии темпы роста с 2020 года составляют 3,1–3,5% в год. Инвестиции в целевом варианте вырастут в 1,5–2 раза быстрее экономики, производительность будет расти быстрее зарплат.
В целевом варианте экономического развития предполагается, что власти будут проводить реформы, «направленные на устранение ограничений для факторов производства, создадут условия для роста российской экономики темпами, не ниже среднемировых».
Структурные меры, заложенные в целевой вариант прогноза, должны обеспечить в том числе рост численности занятых в экономике за счет повышения экономической активности населения, роста мобильности на рынке труда, снижения уровня структурной безработицы, роста продолжительности активной жизни.
В пояснительной записке прямо не указывается, что предусмотрено повышение пенсионного возраста.
В Минэкономразвития не смогли предоставить оперативный комментарий.
Ранее представители ведомства поддерживали сценарий, предложенный Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, — повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин.
Алексей Кудрин уже не раз выступал с идеей повысить пенсионный возраст. По его мнению, начать делать это нужно уже с 2019 года. Однако в стратегии ЦСР было заложено поддержание страховых пенсий на уровне 34% от зарплаты. Также Алексей Кудрин предлагал повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума.
«В течение шести лет мы бы хотели, чтобы пенсия стала на 30% больше, чем сегодня, то есть на треть. Но трудно собрать такие ресурсы, поэтому нужны реформы, в том числе повышение пенсионного возраста», — сказал недавно Кудрин в интервью «России 24».
Это и другие предположения ЦСР должны привести к росту российской экономики. Уже к концу 2018 года они могут превысить 2,5%, предполагал Кудрин. «А затем, где-то в районе 2020 года, превысить 3%, в районе 2022 года — 3,5%», — комментировал он.
Заместитель директора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов считает, что повышение пенсионного возраста может не дать экономике желаемого эффекта.
«Увеличение пенсионного возраста, конечно, снизит нагрузку на компании, высвободит средства и позволит им решить проблему с нехваткой рабочей силы. Однако большой вопрос, приведет ли это к росту инвестиций компаний. Инвестиций у компаний нет, потому что нет на них спроса. За 2016 год у компаний выросла балансовая прибыль почти на 60%, однако компании направили ее на выплату старых долгов, а также копят ее на случай проблем. При нынешней экономической ситуации компании боятся направлять деньги на инвестиции, если только это не госпредприятия, которые директивно можно заставить это сделать», — говорит он.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что экономические выгоды от повышения пенсионного возраста не компенсируют негативный эффект.
«Считаю, что те материальные, финансовые выгоды, которые мы получим от увеличения пенсионного возраста, никак не компенсируют негативный социальный эффект на наше общество», — сказал он по итогам совещания у президента России Владимира Путина 30 мая.
Повысить пенсионный возраст предлагал России и МВФ.
«И, наконец, пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс», — говорится в сообщении МВФ по итогам работы миссии фонда в России.
30 мая в Кремле Владимир Путин заслушал два доклада по стратегиям социально-экономического развития страны — Бориса Титова и Алексея Кудрина. По итогам дальнейших дискуссий будет сформирована программа на следующие шесть лет. Войдет ли туда инициатива по повышению пенсионного возраста, пока неизвестно.