Министр экономического развития республики Крым в эфире радиостанции «Спутник в Крыму» заявил о том, что китайские инвесторы заинтересовались в проекте строительства тоннеля через Керченский пролив, который свяжет территорию республики с Краснодарским краем.
«Одно из рабочих предложений, которое звучало — был проявлен интерес к строительству тоннеля параллельно с мостом, будем обсуждать, так это или нет. Те технологии, которые могут китайские предприниматели предложить, они говорят, что могут это сделать с достаточно скромными затратами», - говорит Мельников.
Также министр отметил, что китайские компании уже участвуют в строительстве нового международного аэропорта в Симферополе. «Китайских товарищей интересует инфраструктура, потому что это большие объемы потенциальных инвестиций», - резюмировал Мельников, комментируя интерес китайских бизнесменов и инвесторов к республике и их сотрудничество с руководством Крыма.
Идея не нова
Еще в прошлом году Евразийский деловой совет предложил за счет частных инвестиций построить одновременно с мостом через Керченский пролив тоннель, проезд по которому будет проводится на платной основе.
Тогда глава Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе прокомментировал предложение, сказав, что, несмотря на положительную общественную экспертизу, проект строительства транспортного тоннеля через Керченский пролив пока выглядит как мечта.
«Этот проект рассматривался не как альтернатива Керченскому мосту, а как добавочный проект. Мы дали этому проекту положительную общественную экспертизу. Пока этот проект проходит период согласования и проектирования, но пока это мечта», — говорил Иоффе на пресс-конференции в крымском пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Таким образом, мост остается для России приоритетным проектом для инфраструктуры полуострова. Этот мост будет самым протяженным в России — его длина составит 19 километров. Общая стоимость проекта составляет 227,92 миллиарда рублей, а начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года.
В разговоре с «Газетой.Ru» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов назвал две основных возможных причины заинтересованности китайских инвесторов в строительстве тоннеля.
Согласно первой, этот проект - инициатива активных китайских бизнесменов, которые понимают, что для России очень важна связь с Крымом. Ввиду того, что грузовое сообщение между Украиной и Крымом заблокировано, тоннель может окупиться как чисто коммерческая инвестиция, которая сможет стать важным дополнением к строящемуся мосту.
Многоходовочка по-китайски
Вторая возможная причина намного серьезнее, и для того, чтобы понять выгоду Китая от подобных инвестиций, по словам эксперта, необходимо помнить о том, что власти КНР 4 года назад провозгласили стратегию «Один пояс — один путь».
Частью этой стратегии является экономический проект «Шелкового пути», предполагающий создание экономического пространства, на котором будут действовать многочисленные каналы доставки различных грузов и товаров из Китая в Европу и обратно, и проходящий через территорию Евразии и России в частности.
Ещё в декабре 2013 года во время визита Виктора Януковича в Китай был анонсирован проект возведения глубоководного порта вблизи Евпатории. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта: крымским «Киевгидроинвестом» и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM).
Как отмечает Ломанов, этот меморандум был важен для Китая, поскольку причерноморский регион, в том числе и территория Крыма, входил в предварительные китайские планы строительства коммуникации экономического пояса «Шелкового пути».
Однако после возгорания украинского кризиса и нарастания напряжения между Украиной и Россией этот проект потерял для китайцев смысл, говорит эксперт.
«Китайцы рассматривают тоннель как фрагмент будущей инфраструктуры пояса, делая ставку на то, что со временем противоречия между странами решаются, и в частности возобновляется грузовое сообщение между Украиной и Крымом. А если китайцы вернутся к плану строительства глубоководного порта в Крыму, проект будет ещё более осмысленным, поскольку благодаря этому тоннелю китайцам удастся направить свои грузопотоки на территорию юга России. Таким образом, тоннель может стать первым шагом для возрождения проекта глубоководного порта в Евпатории», - резюмирует эксперт.