«Роснефть» увеличила исковые требования к АФК «Система» Владимира Евтушенкова со 106,63 млрд до 170,6 млрд рублей. Соответствующее ходатайство уже направлено в Арбитражный суд Башкортостана, куда ранее был подан иск.
«Сумма иска увеличена в связи с обесцениванием рубля с момента совершения действий, которые являются предметом иска, до момента подачи искового заявления», — пояснили «Газете.Ru» в «Роснефти».
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин ранее заявил, что сумма 106,6 млрд — это оценка потерь на дату подачи иска. «Если вы посчитаете в ценах, когда эти действия совершались, то это 180 млрд», – говорил он. Судебное заседание по иску в суде Башкортостана назначено на 6 июня.
О претензиях «Роснефти» к АФК «Система» стало известно в начале мая. Нефтяная госкомпания сочла, что АФК манипулировала активами, выводя таким образом стоимость из «Башнефти» («Роснефть» приобрела эту компанию, ранее принадлежавшую АФК, в октябре 2016 года). Результатом и стал иск на 106,63 млрд рублей. Как писали «Известия», согласно иску, АФК за период с 2010 по 2014 год существенно изменила структуру владения «Башнефти» и вывела из нее значимые активы, в том числе на свои офшорные и дочерние структуры. В результате ряда корпоративных мероприятий были выведены энергетические (ОАО «БЭСК»), логистические (ООО «Финансовый альянс»), нефтесервисные (ОАО «Таргин») активы. Наиболее убыточным корпоративным мероприятием, причинившим существенный ущерб «Башнефти», стала проведенная АФК за четыре месяца до возбуждения уголовного дела по факту незаконности приобретения акций предприятий ТЭК Республики Башкортостан реорганизация АНК «Башнефть».
«Система» заставила «Башнефть» оплачивать услуги своих же, но теперь — бывших подразделений по энергообеспечению, нефтесервису и другим вспомогательным процессам. А взамен «Башнефть» получила свои же акции на сумму 80 млрд руб., но по решению АФК вынуждена была их погасить», — объясняет член комитета Торгово-промышленной палаты по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.
«Система» тогда заявляла, что с иском не согласна и считает требования истцов незаконными и необоснованными, а все корпоративные действия, которые указаны в иске, осуществлялись в соответствии с законом и лучшими практиками корпоративного управления в целях развития бизнеса и роста стоимости «Башнефти».
Позднее стало известно, что речь идет о выводе из «Башнефти» акций компании «Система-Инвест» (структура АФК), причем взамен «Башнефть» получила пакет собственных акций, но продать их не смогла — по решению «АФК «Система» они были немедленно погашены. Ущерб от этого обмена был оценен в 57,2 млрд рублей, учитывая, что «Башнефть» лишилась косвенного владения такими активами, как «Башкирэнерго» и «Уфаоргсинтез». Остальную сумму составил списанный «Башнефтью» долг в размере 36,9 млрд рублей, а также 12,5 млрд рублей, направленные на обязательный выкуп акций у миноритариев.
«Система» в ответ указывала, что выделение непрофильных активов не только не причинило ущерб «Башнефти», но и существенно повысило ее стоимость, что подтверждается ростом котировок акций компании по завершении реорганизации. Что же касается ликвидации займов, они (как и все активы и пассивы реорганизуемых компаний) были пропорционально разделены между «Башнефтью» и АФК «Система» в соответствии с их долями в реорганизуемых обществах.
«Мы и по поводу предыдущей суммы (106,6 млрд — прим. «Газеты.Ru») требований говорили, что она абсолютно необоснованна, — комментирует увеличение суммы требований официальный представитель АФК «Система» Сергей Копытов. — А 170,6 млрд рублей — это уже из области ненаучной фантастики».
Партнер BMS Law Firm Денис Фролов отмечает, что, если суд удовлетворит иск в полном объеме или существенной его части, это может сильно ударить по финансовому положению АФК «Система», консолидированная выручка которой за 2016 год составила 698 млрд рублей.
При этом, как считает юрист, правовая позиция ответчика выглядит вполне убедительно.
24 мая стало также известно, что истцы получили поддержку со стороны Башкирии, присоединившейся к иску.
Как сообщает «Интерфакс», министерство земельных и имущественных отношений республики подало в Арбитражный суд просьбу включить его в состав соистцов. Башкирия является крупнейшим миноритарием «Башнефти», ей принадлежит 25,79% обыкновенных акций компании, или 25% от ее уставного капитала.
«Основанием иска являются недобросовестные, по мнению госоргана (акционера), действия ответчиков по ряду реорганизационных мероприятий внутри АНК «Башнефть» и компаний группа «Система». Вопрос об увеличении исковых требований будет дополнительно рассмотрен после принятия судом решения о вступлении министерства в судебный процесс», — цитирует агентство представителя башкирского министерства.
«Присоединение к иску Башкирии — плохой знак для АФК «Система», не только потому, что это может привести к взысканию больших убытков, но и в связи с тем, что участие еще одного истца добавляет юридического веса заявленным требованием, появляется еще один участник процесса, выступающий против ответчика», — указывает председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов.
Но при этом он также отмечает, что позиция ответчика выглядит сильной.
«Роснефть», купившая 50,08% акций «Башнефти» в октябре 2016 года, еще в прошлом году заявляла о том, что собирается проводить внутренние проверки сделок и договоров башкирской компании в период владения ею АФК «Система», которые вызывали у компании вопросы. Тогда по предварительным результатам аудита истец оценила убытки от действий бывших владельцев в 106,6 млрд руб. Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев говорил, что будет проведен аудит, в частности, сомнения вызвала достоверность данных о темпах роста компании. Также Леонтьев указывал на взаимоотношения «Башнефти» с «ЛУКойлом». По его словам, «Башнефть» сначала продавала «ЛУКойлу» свою нефть, а затем покупала сырье у «ЛУКойла» же и перерабатывала на своих заводах.
Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич в конце 2016 года также говорил, что к бывшему руководству «Башнефти» есть «большие вопросы», и обещал «правовую оценку» его работы.