В среду Росстат опубликовал первую оценку ВВП России за январь – март текущего года. По сравнению с первым кварталом прошлого года экономика выросла на 0,5%. Согласно ранее опубликованным данным, положительный вклад в увеличение ВВП внесли промышленное производство, транспорт, сельское хозяйство и особенно внешняя торговля, которая из-за повышения цен на энергоносители показала двузначный рост.
Пока Росстат не опубликовал квартальные данные по инвестициям в основной капитал, но ранее Банк России отмечал, что они в первом квартале также выросли.
Первая официальная оценка ВВП оказалась лучше прогнозов. Росстату, который перешел недавно в ведение Минэкономразвития, удалось порадовать своего куратора.
Ранее министр экономики Максим Орешкин предполагал, что «с поправкой на високосный год» рост составит 0,4%. Аналитики ЦБ оценивали увеличение ВВП в 0,2–0,4%, а если устранить календарный фактор, то показатель был бы близок к 1%, отмечали они.
В то же время квартальный рост в 0,5% можно считать, по выражению экспертов Центра развития ВШЭ, «позитивной стагнацией». Минэкономразвития прогнозирует, что по итогам текущего года экономика вырастет на 2%. Но это слишком оптимистичный прогноз, считают аналитики.
Если посмотреть на динамику ВВП в предыдущие годы, то схожие с текущими данными показатели наблюдались в 2013–2014 годах. Тогда в первом квартале рост составлял 0,6%. При этом в 2013-м в целом за год ВВП вырос на 1,3%, а в 2014-м — всего 0,7%. Получить 1,3% удалось, потому что каждый следующий квартал темпы роста увеличивались, достигнув по итогам четвертого квартала 2,1%. А в 2014 году они в третьем и четвертом кварталах снизились.
Экономисты ВЭБа, которыми руководит Андрей Клепач, бывший замглавы Минэкономразвития, отвечавший в ведомстве за прогноз, считают, что ВВП в 2017 году вырастет на 0,8% «при условии стабилизации цен нефти «Юралс» в среднегодовом выражении на уровне $51 за баррель».
Оценка Внешэкономбанка роста экономики в 2017 году достаточно консервативна и ниже консенсуса. В ВЭБе считают, что, «в отличие от периода восстановления экономики после кризиса 2009 года, сейчас нет внешних и внутренних условий для мощного посткризисного отскока».
В 2009–2010 годах масштабные стимулирующие пакеты мер в развитых странах позволили повысить цену на нефть и обеспечить спрос на российский экспорт. Сейчас, напротив, большинство ведущих стран приступило или в ближайшем времени приступит к циклу ужесточения денежных политик, при этом фискальная политика сохраняется жесткой, а дефициты бюджетов продолжают сокращаться. Внутренние условия для России в 2017 году также существенно жестче, чем были в предыдущие восстановительные периоды, подчеркивают в ВЭБе.
«Стимулирующий эффект ослабления рубля и роста оборонного заказа помог промышленному производству адаптироваться к сокращению внутреннего спроса в 2015–2016 годах.
Можно ожидать, что и в течение всего года восстанавливающийся внутренний спрос будет продолжать ориентироваться на импорт. Бюджетная политика, в отличие от предыдущего кризиса, достаточно жесткая… Гособоронзаказ также начал сокращаться в реальном выражении», — поясняют свою консервативную оценку экономисты.
Стоит отметить, что почти все прогнозы по российской экономике, которые были актуализированы в последнее время, предполагают рост ВВП на 1–1,5% в текущем году.
В частности, ЦБ дает именно такую вилку. «Во втором квартале, по оценкам, показатели как потребительского, так и инвестиционного спроса продолжат восстанавливаться. В результате темп прироста ВВП по сравнению с предыдущим кварталом с устранением сезонного и календарного факторов, как и в первом квартале, составит 0,3–0,5%», — ожидают в Банке России.
Еврокомиссия и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предполагают рост на 1,2%, Международный валютный фонд — на 1,4%. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН сообщил 16 мая, что поднял оценку роста ВВП России в 2017 году до 1,5%.
Все отмечают, что идет процесс оздоровления экономики, но говорят, что рост останется слабым, поскольку не преодолены существующие структурные ограничения.
Экономисты ЕБРР отмечают, что повышение нефтяных цен, восстановление частного потребления и инвестиций будут способствовать росту российской экономики. Основные риски исходят от динамики нефтяных цен, недостатка реформ бизнес-среды, поддерживающих инвестиций, геополитической напряженности и пролонгации санкций.
Между тем в текущем году масштабных реформ не будет. Минэкономразвития еще только готовит программу стимулирования экономического роста, которая может быть запущена не раньше 2018 года.