Лицензии на алкоголь разведут по магазинам

Минпромторг предлагает взимать пошлину за торговлю алкоголем с каждого магазина, а не с сети

Екатерина Каткова
Посетитель в магазине крымских вин «Массандра - Легенда Крыма» в Москве Кирилл Калинников/РИА «Новости»
Минпромторг предлагает изменить порядок расчета госпошлины на торговлю алкоголем. Для регионов она должна быть снижена почти вдвое, при этом крупным торговым сетям придется платить за каждый магазин отдельно. Это приведет к увеличению финансовой нагрузки на ритейлеров, но при этом поддержит малый бизнес в регионах и сделает бессмысленными теневые схемы обхода закона. Меньше всего за право торговать алкоголем будут платить сельские магазины.

Минпромторг разработал законопроект, изменяющий порядок расчета госпошлины за розничную торговлю алкогольной продукцией. Документ, который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов, предусматривает дифференцированный подход к выдаче лицензий на продажу алкоголя, установление платы за каждый объект и существенное снижение ее размера для большинства регионов.

В настоящее время размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на продажу алкоголя составляет 65 тыс. руб. в год, и эта сумма не зависит от количества торговых объектов, имеющихся у организаций.

Лицензия выдается на год, заявки на ее получение и продление направляются региональным властям. Таким образом, крупная сеть, состоящая из десятков торговых точек, и один сельский магазин платят одинаково, что создает неравные условия на рынке.

При этом для многих предприятий малого и среднего бизнеса существующий размер пошлины неподъемен, особенно в регионах. После того как с 2015 года плата за лицензию на розничную продажу алкоголя выросла более чем на 60%, ряд торговых объектов вынуждены были прекратить свою деятельность или отказаться от приобретения лицензии. Что, в частности, привело к росту теневой торговли алкогольной продукцией и, соответственно, уменьшению поступления денежных средств в бюджет.

Как отмечают авторы законопроекта, в целом в стране около 30% торговых точек, реализующих алкогольную продукцию, работают нелегально.

Кроме того, индивидуальные предприниматели стали использовать схемы обхода закона, объединяясь в «квазисоюзы», чтобы получить лицензию на розничную продажу алкоголя на одно, как правило, вновь созданное юридическое лицо.

Чтобы устранить существующее неравенство и сделать теневые схемы бессмысленными, Минпромторг предлагает взимать пошлину за каждый отдельный магазин.

Для Москвы и Санкт-Петербурга плату за каждый торговый объект предлагается оставить на уровне 65 тыс. руб. в год, для других регионов, включая город федерального значения Севастополь, снизить размер лицензии за каждый магазин до 26 тыс. руб., для поселков и деревень — до 3,5 тыс. руб.

Правильным и своевременным называет снижение нагрузки на торговые предприятия в регионах президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. «Издержки малого бизнеса в целом в этом году в стране очень выросли, поэтому эта мера правильная», — заявил он «Газете.Ru».

Александр Калинин отмечает, что издержки для сетей, когда одно юрлицо получает одну лицензию, а магазинов много, и для микробизнеса, когда те же затраты идут на один магазин, несопоставимы. «Нужно точку лицензировать, а не юридическое лицо», — уверен глава «Опоры».

Он также напомнил, что лицензирование торговой точки — это длительный процесс, есть серьезные риски получить отказ, в том числе даже из-за малой налоговой задолженности, о которой предприниматель даже не знал.

«Таких случаев сотни по стране. И при этом затраты на лицензирование не возвращаются. Поэтому сумма в 26 тыс. руб. более адекватна», — считает Калинин.

«Снижение размера государственной пошлины для организаций, расположенных в сельской местности, не только позволит сохранить сельскую торговлю, но и серьезно сократит оборот нелегальной алкогольной продукции, так как создаст условия для выхода «из тени» при торговле алкоголем», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Эксперт алкогольного рынка, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает законопроект очень правильным и уверен, что малый бизнес должен нести меньшую налоговую нагрузку, чем крупные ритейлеры.

«Федеральная сеть тоже должна платить с каждого объекта: если оставить условно федеральным сетям 65 тыс. с каждого магазина, то я не думаю, что налог с малого бизнеса или магазинов у дома должен быть более 10–15 тыс. в год», — считает эксперт.

Авторы законопроекта и эксперты не ждут роста цен на алкоголь из-за изменений в лицензировании. «Нагрузка на торговые сети безусловно возрастет, но, учитывая высокую рентабельность сетей, это не приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки», — заявил ТАСС представитель Минпромторга.

Александр Калинин говорит, что «если посмотреть оборот сетей, а они все за прошлый год рапортовали о рекордном росте прибыли, то, я думаю, не будет (роста цен на алкоголь для конечных потребителей. — «Газета.Ru»), это небольшие суммы». С учетом существующих наценок для крупных сетевых магазинов увеличение размера платы за лицензирование «растворится» в общем объеме торгового оборота, считает Вадим Дробиз.

«Они продают гигантские объемы алкоголя. Так что думаю, что эти суммы они вполне могут взять за счет существующей сегодняшней наценки», — отметил эксперт.

Ритейлеры не спешат комментировать законодательную инициативу Минпромторга. Получить комментарий от компаний Х5 Retail Group, «Седьмой континент», розничных сетей алкогольных магазинов «Кристалл-Лефортово», «Алкотека», «Красное и Белое», «Бристоль» и Ассоциации компаний розничной торговли не удалось.

Представители сетей «Ашан» и «Отдохни» отказались от комментариев. В пресс-службе группы компаний «Дикси» отметили, что их магазины сети в Москве и Московской области уже сейчас лицензируются по отдельности, а в других регионах сеть получает общую лицензию на все магазины области, а затем вносит доплату за открытие каждой новой точки.

В «Дикси» также не ожидают роста цен на розничную алкогольную продукцию внутри сети в случае принятия закона. «С изменением правил для некоторых регионов стоимость лицензирования станет дороже, однако существенного влияния на бизнес-процессы это не окажет. Кроме того, будет позитивный эффект, так как в случае, если лицензия одного из магазинов будет приостановлена, другие продолжат свою работу», — заверили «Газету.Ru».

В то же время в Минпромторге надеются на «положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и областного бюджета», сокращение дисбаланса между городской и сельской торговлей, создание равных конкурентных условий на потребительском рынке.

«Дифференциация размера государственной пошлины окажет положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка. Упрощение и снижение издержек на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов до 10% и окажет позитивное влияние на легальный рынок», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.