Вице-президент британо-нидерландской Royal Dutch Shell Майк Мюллер выступил с предложением включить российскую нефть сорта Urals в ценообразующую корзину североморской нефти Brent, передает агентство Bloomberg.
«Североморский бенчмарк в будущем должен будет поменяться, возможно, за счет расширения корзины и включения в нее других региональных сортов», — отметил он.
Впрочем, по словам Мюллера, сейчас сложно сказать, какие еще сорта нужно будет добавить в существующую корзину, чтобы поддержать цену на североморскую нефть после 2018 года. Но упоминал Мюллер также нефть из Западной Африки и Каспийского региона.
Brent — один из двух мировых бенчмарков (эталонов), по которым определяются цены фьючерсных нефтяных контрактов (второй — американская WTI). Например, тот же российский Urals привязывается к цене Brent с дисконтом.
Россия уже давно хочет отвязать свой сорт от Brent, в первую очередь для того, чтобы избавиться от дисконта. Для этого в конце прошлого года на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже были запущены торги Urals.
Впрочем, по словам аналитика банка «Уралсиб» Алексея Кокина, пока дисконт в $2–3 за баррель по сравнению с Brent сохраняется. 10 мая на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне июльские фьючерсы на Brent торговались на уровне около $49,5 за баррель
«Не очень понятно, как технически Urals будет интегрирован в корзину Brent, так как российская нефть несколько ниже качеством: она более «тяжелая» и в ней выше содержание серы, чем в североморской», — отмечает аналитик.
Однако Urals может спасти Brent, положение которой из-за снижения физической добычи становится все более шатким.
Изначально под сортом Brent подразумевалась нефть с собственно месторождения Brent в Северном море. «После того как добыча там снизилась до 3 млн тонн в год, в корзину Brent была включена нефть с других месторождений в том же море (Forties, Oseberg, Ekofisk, а недавно — Troll. — «Газета.Ru»), — рассказывает гендиректор «ИнфоТЭК — Терминал» Рустам Танкаев. — Но добыча продолжала снижаться».
Алексей Кокин указывает, что сейчас на упомянутых месторождениях Северного моря добывается около 900 тыс. баррелей нефти в сутки. «В то время как только экспортные поставки российской Urals составляют около 4 млн баррелей в день», — указывает аналитик.
По его словам, считается, что не более 3% нефтяных контрактов на фьючерсном рынке обеспечены реальными физическими объемами. «И с точки зрения нефтепромышленников и отрасли этот рынок вообще вреден», — подчеркивает эксперт.
Изначально рынок фьючерсов создавался как средство хеджирования сделок, но затем он стал самостоятельным. Крупнейшие нефтяные компании мира еще в 1990-х пытались прекратить торговлю фьючерсами.
«Производители заинтересованы прежде всего в стабильности цен, она позволяет им строить прогнозы и планы, — поясняет Танкаев. — Спекулянты, напротив, заинтересованы в максимальном раскачивании рынка. И производители в 90-х не смогли справиться со спекулянтами, поэтому фьючерсные контракты существуют до сих пор».
Глава Argus в России и странах СНГ Вячеслав Мищенко рассказал «Газете.Ru», что по методологии ценовых агентств общая цена корзины Brent рассчитывается по нижней планке, то есть в данном случае это будет как раз цена Urals.
В «Роснефти» отказались комментировать предложение Shell. Представитель «ЛУКойла» был недоступен для комментариев. Минэнерго на запрос оперативно не ответило.
Источник на российском нефтяном рынке говорит, что включение Urals в корзину Brent выгодно прежде всего самой Shell.
«Shell наряду с британской ВР и норвежской Statoil является маркетмейкером на североморском рынке, и, обладая как позициями продавца, так и позициями покупателя, Shell получит возможность заработать, играя на вливании Urals», — поясняет собеседник «Газеты.Ru».