По информации «Газеты.Ru», курировать работу Фонда консолидации банковского сектора будет заместитель председателя Банка России Василий Поздышев. Об этом сообщили два источника, знакомых с ходом создания фонда, и подтвердил источник в Центробанке.
«В числе кандидатур на пост главы УК фонда рассматриваются две основные кандидатуры — Василия Поздышева и Светланы Сагайдак, при этом кандидатура Поздышева наиболее вероятная», — сказал источник.
Василий Поздышев с февраля 2012 года возглавляет департамент банковского регулирования Банка России. Через год после прихода на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в 2013 году он был повышен в должности и назначен заместителем председателя ЦБ. С 2015 года он вошел в состав совета директоров ЦБ.
До прихода в ЦБ Василий Поздышев работал зампредом московского Сбербанка и заместителем директора компании BNP Paribas Personal Finance (Франция) — подразделения потребительского кредитования группы BNP Paribas.
Как говорится в документе «О распределении обязанностей между председателем Банка России и заместителями председателя Банка России», Василий Поздышев отвечает в ЦБ за взаимодействие с Базельским комитетом по банковскому надзору и обеспечение единства надзорного процесса за кредитными организациями. Он непосредственно координирует и контролирует работу департамента банковского регулирования, службы анализа рисков, главной инспекции Банка России по вопросам организации инспекционной деятельности в отношении кредитных организаций.
Кроме того, Поздышев курирует реализацию подходов ЦБ в области банковского регулирования и надзора, разработку мер по снижению системных банковских рисков и консолидации банковского сектора.
«Именно консолидацией банковского сектора он и займется, курируя работу создаваемого фонда и занимая соответствующую должность в ЦБ»,— комментирует источник, близкий к регулятору.
До марта 2017 года Светлана Сагайдак занимала пост зампреда правления Сбербанка. В Сбербанке она создала подразделение по работе с проблемными активами, а позднее отвечала за корпоративный бизнес. При этом с начала 2016 года, после ухода из Сбербанка руководителя международного блока, нынешнего главы ВЭБа Сергея Горькова, Сагайдак возглавляла международный бизнес Сбербанка. До работы в Сбербанке она занимала руководящие должности в банках и финансовых организациях. В том числе Светлана Сагайдак работала в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) и Российском банке развития (РБР).
В пятницу Госдума приняла в третьем чтении законопроект о фонде консолидации банковской системы. Он предусматривает создание дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Оно будет осуществляться за счет средств Банка России и компании (УК), которая будет управлять инвестициями в капиталы санируемых кредитных организаций с целью их финансового оздоровления.
Законопроект предполагает прямое участие регулятора в капитале санируемых банков через управляющую компанию. Предполагается, что это позволит сократить расходы на санацию.
Аналитики агентства Fitch, в частности, отмечали, что большинство из трех десятков банков, проходящих процедуру санации, было бы значительно дешевле оставить без лицензии, чем спасать. По их оценке, финансовое оздоровление 20 банков обошлось дороже, чем их потенциальная ликвидация, на 0,5 трлн руб.
Даже учитывая, что при санации по новому закону необходимо будет создавать отдельную управляющую компанию, расходы ЦБ на санацию существенно сократятся.
Сейчас ЦБ выдает кредиты АСВ, а после вступления в силу нового закона он сможет самостоятельно выделять деньги на оздоровление банков. Согласно отчету АСВ, объем его задолженности перед Банком России на конец 2016 года составил 549 млрд руб.
По мнению аналитика Fitch Александра Данилова, при прочих равных объем средств, выделяемых ЦБ на санацию, после создания фонда снизится как минимум в полтора раза. Это связано с тем, что до этого для закрытия «дыры» ЦБ предоставлял по сути беспроцентный долгосрочный кредит, объем которого должен был превышать ее размер где-то в 1,5 раза (а при снижении рыночных ставок еще больше), чтобы до его погашения банк смог заработать достаточную прибыль для ее закрытия, отмечает Александр Данилов. Теперь же ЦБ будет давать деньги сразу в капитал, то есть один к одному.
«Не проблема, если на этом посту будет человек из ЦБ, если к минимуму будет сведен риск конфликта интересов», — комментирует Александр Данилов возможное назначение в качестве куратора работы УК Фонда консолидации человека из ЦБ.
По идее, глава фонда должен быть независимым от надзорного блока, чтобы последний осуществлял полноценный контроль за банком после санации, говорит другой эксперт на банковском рынке. Получается, что в случае с Василием Поздышевым такой конфликт интересов как раз есть.
Как говорит банковский эксперт, очень странно, что человек, который курирует надзор, будет потом исправлять ошибки надзора, участвуя в санации проблемных банков.
Глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков отметил, что Василий Поздышев очень активно участвовал в обсуждении и принятии законопроекта о фонде консолидации банковского сектора. В законопроекте о фонде консолидации нет информации о процедуре назначения главы фонда и УК. Как пояснил «Газете.Ru» Аксаков, фонду по сути не требуется глава, поскольку «это просто кошелек, счет». Главой же УК фонда, по мнению Аксакова, может быть назначен один из сотрудников ЦБ на руководящей позиции.
«Что касается руководства фонда и управляющей компании, то это, несомненно, должны быть люди с большим опытом работы в самом секторе, с опытом решения задач по оздоровлению. Скорее всего, это будет кто-либо из ЦБ или АСВ, то есть из профильных регуляторов», — комментирует заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин.
На запрос «Газеты.Ru» в АСВ не ответили.
Банк России в настоящий момент подбирает кандидатов на работу в УК Фонда консолидации банковского сектора (в самом фонде не будет собственного штата сотрудников, поскольку фонд — это лишь юридическая конструкция), рассказали «Газете.Ru» в Центробанке.
«Главный кадровый вызов — это не подбор сотрудников управляющей компании, а подбор команды менеджеров для банков, приобретаемых Фондом консолидации банковского сектора», — отмечает регулятор.