Центральный банк России отозвал лицензию у банка «Образование», занимавшего на 1 марта 96-е место по размеру активов. Как отмечает регулятор, банк «Образование» в течение года нарушил требования ФЗ «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Организация также предоставляла ложные отчетные данные и не удовлетворяла требования кредиторов по денежным обязательствам.
Как сообщает Агентство по страхованию вкладов, выплаты вкладчикам банка «Образование» начнутся не позднее 5 мая текущего года.
Банк «Образование» был создан в 1991 году по инициативе совета ректоров высших учебных заведений Москвы. Учредителями кредитной организации выступили Государственная академия нефти и газа им. И.М. Губкина, МГТУ им. Н.Э. Баумана и другие столичные вузы. В 1998–2000 годах правопреемник академии — РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, НО «Фонд поддержки нефтегазового образования» и ОАО «РИТЭК» суммарно владели примерно 25–35% акций. В 2000 году все высшие учебные заведения вышли из состава акционеров банка, а их доли приобрели коммерческие организации.
Согласно данным отчетности по РСБУ, по итогам 2016 года банк впервые получил убыток. Он составил 2,2 млрд рублей, хотя в 2015 году кредитная организация получила прибыль в размере 555,2 млн рублей. Как отмечали эксперты, на финансовый результат банка повлияло досоздание резервов на возможные потери по ссудам, а также рост операционных расходов.
«С начала 2017 года у банка наблюдалось резкое снижение уровня ликвидности. Также были сообщения о том, что банк отключили от системы электронных платежей Банка России, а после и вовсе было введено ограничение на выдачу наличных, так что отзыв лицензии был вполне ожидаемым событием»,
— комментирует управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков.
Как отмечает Центробанк, проблемы у банка возникли из-за кредитования компаний, у которых отсутствовала реальная хозяйственная деятельность.
При этом ЦБ выявил в ходе надзора за кредитной организацией недобросовестные действия руководства и собственников банка, выражавшиеся в выводе активов с ущербом для интересов кредиторов и вкладчиков. В целях сокрытия острого дефицита ликвидности банк искусственно ограничивал клиентов в праве распоряжения их денежными средствами, пишет регулятор.
«Я знал руководителя банка, и, честно говоря, он вызывал у меня симпатию. Он всегда проявлял себя как порядочный человек. Трудно представить, чтобы в банке были какие-то недобросовестные участники рынка, которые выводили средства, — комментирует председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Уход банка «Образование» для всей банковской системы, конечно, не трагедия, но весьма печальное событие».
Это явно не последний отзыв лицензии у банка.
В результате кампании, которую начал ЦБ в 2014 году после прихода Эльвиры Набиуллиной на пост главы Банка России, с рынка ушло уже более 300 банков.
«Мы абсолютно точно намерены довести процесс до конца. Для себя мы оцениваем этот срок в два-три года», — говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков в марте.
Как отмечал недавно управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев, сейчас на банковском рынке не так много игроков, ведущих рискованную политику, как это было в 2014 году, однако и среди банков из топ-100 есть такие, у которых наблюдается заметное ухудшение качества активов. «Таких банков в первой сотне единицы, но исключать возможность отзыва у них лицензий нельзя», — говорит Самиев.
Между тем, как поделился в пятницу с журналистами заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин в кулуарах XV ежегодной конференции «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ»,
ЦБ выписал рекордный по величине штраф одному из российских банков за нарушение законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.
По его словам, штрафы исчисляются десятками миллионов рублей. При этом один из штрафов был крупнее рекордного, о котором Скобелкин сообщал в апреле 2016 года. «Был, но я не могу назвать банк, потому что это разглашение информации, которая может банку серьезно навредить», — цитирует слова представителя регулятора агентство RNS.