Львовский кризис
До прошлого года весь львовский мусор свозился на Грибовецкую свалку, которая функционирует еще с 60-х годов прошлого столетия. По данным министерства экологии Украины, она уже давно была переполнена, а высота мусора достигает 60 м.
О необходимости закрыть полигон и приступить к переработке отходов во Львовском и областном советах говорили на протяжении последних десяти лет. Но решение все время откладывалось, а сама свалка стала прибыльным местом. Вокруг огромных завалов постоянно ходят люди, которые собирают металл, пластик, стекло и сдают его на переработку.
Закончилось все трагедией. В мае 2016 года произошел пожар, во время тушения которого погибли четверо спасателей. По нормам украинского законодательства, на каждом таком полигоне должно быть установлено специальное оборудование для вывода метана. Но на Грибовецком полигоне его не было.
Трагедия, а также начавшаяся после закрытия полигона «мусорная блокада» Львова существенно испортили имидж мэру города Андрею Садовому. «Мусор нужно убирать, а не делать на нем политику», — заявил президент Петр Порошенко на просьбу Садового о выделении 60 млн грн (около 126 млн руб.) на рекультивацию свалки.
Сейчас городские чиновники вынуждены ежедневно думать над тем, куда деть отходы. Фуры с львовским мусором замечали в самых разных областях. Например, по данным исследования бюро «Громекс», свыше 2 тыс. т львовского мусора транспортировали под Киев (расстояние до Львова чуть более 500 км. — «Газета.Ru») на полигон №5 в селе Подгорцы.
«Чиновники мэрии Киева, которые публично поддержали львовян, заверили, что все отходы направятся на мусоросжигательный завод «Энергия». По факту в Киевскую область зашел эшелон машин с мусором, которые по-тихому складировали в Подгорцах», — говорится в исследовании.
Львовский горсовет готов платить за утилизацию отходов в пять-десять раз больше по сравнению с другими населенными пунктами. Пять полигонов области согласились принимать городские отходы, сообщил и.о. начальника управления жилищного хозяйства города Сергей Сало. «Есть длительные соглашения, есть на определенный объем мусора, но надеемся, что сотрудничество будет продолжено», — заявил он.
Городской совет Львова выделил на рекультивацию нескольких областных свалок около 90 млн грн. Областной центр, из которого уже три недели не вывозили мусор, постепенно очищают. К Пасхе было убрано совокупно около 1300 т.
В лес, в овраг, в реку
Львов не единственный на Украине город, который столкнулся с «мусорной проблемой». По данным министерства экологии, на территории Украины расположено около 6,2 тыс. легальных и 32 тыс. нелегальных свалок. Суммарно они занимают до 7% территории страны, что вынуждает экологов бить тревогу. Сейчас на свалках хранится около 12,5 млрд т отходов, а ежегодно украинцы производят около 300 млн т мусора.
При этом 80% свалок переполнены и должны быть закрыты. Если на легальный полигон попасть не удается, то мусор сваливается в ближайший овраг или просто в лес.
Так, по словам заместителя мэра Киева Петра Пантелеева, только с начала марта в столице ликвидированы 93 стихийные свалки, за создание которых наказание так никто и не понес.
Жители Закарпатья попросту сбрасывают отходы в речку Тиса либо закапывают их под берегом. Мусор в результате попадает на территорию Словакии и Венгрии, которые вынуждены были установить очистные сооружения на берегах рек.
Ежегодно Украине приходится выплачивать этим странам десятки тысяч евро штрафов. Губернатор Закарпатья Геннадий Москаль заявляет, что местные жители выступают категорически против выделения участка под свалку. Ситуация зашла в тупик.
Министр экологии Украины Остап Семерак признает, что ведомству приходится буквально заставлять города заниматься «мусорной проблемой». «Органы местного самоуправления не собирались ее решать», — признает он.
Сегодня на территории Украины функционируют только три мусоросжигательных завода: в Киеве, Днепре и Харькове. Однако полноценно работает только столичный завод «Энергия».
Мусороперерабатывающий завод на Украине один — недалеко от Ровно на западе страны, где на повторное использование отправляется около 80% от общего числа отходов города.
В ожидании инвесторов
Украина складирует около 96% от общего количества отходов, что является антирекордом среди стран Европейского союза. Для сравнения: в них перерабатывается 38–40% от суммарного количества отходов.
«На Украине этот процесс не налажен, поэтому нам приходится нанимать людей, которые в буквальном смысле ходят по свалкам и собирают полиэтилен. Мы его затем перерабатываем», — рассказывает директор крупной украинской компании, который попросил не называть его имени.
Собирать сырье на вторичную переработку легально практически невозможно — во дворах домов нет контейнеров для сортировки отходов, а населению не рассказывают о необходимости беречь окружающую среду.
Желающих построить на территории Украины заводы по переработке отходов много, признает Остап Семерак. Среди них компании из ЕС и даже Бахрейна, но дойти до реализации проекта им не удается.
«Чиновники хотят получить определенный процент за предоставление прав на работу», — признает директор департамента ЖКХ областной администрации на западе страны. Инвесторы платить не готовы.
Проблема и в низком «мусорном» тарифе. За последние два года плата за вывоз мусора в среднем по стране выросла вдвое — с 4 грн (8,4 руб.) до 8 грн (16,8 руб.) с человека в месяц, что в десятки раз ниже себестоимости.
«Строительство мусороперерабатывающего завода обходится в 10–50 млн евро, мусоросжигательного — в 300 млн евро. Инвесторы считают свои деньги. Необходимо обеспечить прозрачность этого процесса, разработать дополнительные стимулы», — заявил заместитель председателя киевской администрации Петр Пантелеев.
Мэр украинской столицы Виталий Кличко уже заявил, что инвесторам необходимо полтора-два года для строительства заводов по переработке мусора.
«Мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы построить два таких комбината. Один ближе к Киеву, а другой — на полигоне, куда вывозится мусор, и ситуация очень критична. Ни в коем случае мы не хотим попасть в такую же сложную ситуацию, в которую попал Львов», — цитирует Кличко его пресс-служба. Но для этого столице придется существенно повысить плату за вывоз отходов, что может увеличить число недовольных работой столичного градоначальника.