Число выданных кредитов на покупку потребительских товаров в России в январе-феврале 2017 года выросло на 21,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,97 млн, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По данным агентства, в январе-феврале прошлого года граждане взяли 1,62 млн кредитов.
При этом в феврале 2017 года средний размер потребкредита составил 132,6 тыс. руб.
Это на 9,8%, или на 11,8 тыс. руб., больше, чем в декабре прошлого года.
«Рост компенсировал многомесячное падение данного показателя: с мая 2016 года по декабрь 2016 года средний размер потребкредита непрерывно снижался, а его сокращение составило 8,2%, или 10 тыс. руб.», — пишет НБКИ.
Как считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин, наблюдаемые тенденции свидетельствуют о том, что «докризисный» аппетит к риску у банков постепенно восстанавливается.
«Так, если средний скоринговый балл в 2016 году был довольно высоким (кредиты предоставлялись только «качественным» заемщикам) и составлял 702 пунктов, то в январе-феврале 2017 года он уже был на уровне 695 баллов, что свидетельствует о более «либеральном» подходе кредиторов к заемщикам», — отмечается в сообщении НБКИ.
Интересно, что регионы неравномерно наращивали объемы кредитования.
Наибольший рост выдачи кредитов на покупку потребительских товаров среди 30 регионов — лидеров по объемам розничного кредитования зафиксирован в Пермском крае (+55,5%), Удмуртской Республике (+41,3%) и Архангельской области (+37,8%). В то же время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в упомянутый период было отмечено сокращение выдачи потребкредитов — на 2 и 16,9% соответственно.
Эксперты считают, что россияне стали активнее брать кредиты из-за снижения ставок. В целом в 2016 году банки активно наращивали выдачу кредитов: они выдали физическим лицам займы на сумму 7,2 трлн руб. Объем новых выдач по итогам прошлого года вырос в годовом исчислении на 23% и достиг уровня «достаточно успешного» 2012 года. В этом году эксперты НАФИ, например, ждут продолжения роста потребкредитования. По прогнозам НАФИ, рост розничного портфеля банков в 2017 году составит 10%.
По данным Центробанка, средняя ставка по потребительским кредитам наличными на срок свыше одного года (без учета Сбербанка) в 2016 году составляла 17,5% годовых. Сейчас на рынке есть предложения взять потребкредит по ставке 14–15% годовых. С начала 2017 года банки активно снижали ставку по потребкредитам вслед за уменьшением ключевой ставки ЦБ (в марте ставка была снижена до 9,74%). При этом курс банков на снижение ставок продолжается. Так, на днях ВТБ24 снизил ставки по всей линейке кредитов наличными на 0,5 процентного пункта. До этого в марте Сбербанк объявил о снижении ставок до 3 процентных пунктов от базовой линейки. К госбанкам активно подтягиваются и частные игроки.
«Кроме того, что ставки по кредитам практически вернулись на докризисный уровень, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне, они устали экономить и стали больше тратить. То есть сказывается фактор отложенного спроса. Банки также выходят из стрессового режима и начинают активно привлекать новых заемщиков», — объясняет тенденцию руководитель дирекции розничного бизнеса РосЕвроБанка Дмитрий Фалалеев.
Кредиты берут люди, знающие, что их завтра не уволят, и те кто, не сомневается в стабильности своего дохода, комментирует заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин.
Другие индикаторы также подтверждают тенденцию восстановления потребительского спроса. Как свидетельствуют данные холдинга «Ромир», относительно февраля общие расходы россиян на товары повседневного спроса выросли в марте сразу на 9%, что оставляет далеко позади месячную инфляцию в 0,1%. Как считают эксперты «Ромир», на фоне внушительного роста расходов в марте при почти неизменном среднем чеке «можно говорить о том, что россияне вновь вернулись к активному шопингу».
При этом, по данным холдинга, больше всего в марте увеличили траты жители Южного федерального округа (на 24%), Сибири (на 12%) и Приволжского округа (на 11%). Самыми умеренными в покупках оказались жители Центрального и Северо-Западного округов, нарастившие покупки всего на 3–4%.