Бизнес хочет кандидата и программу

ЦСР прогнозирует рост экономики России в 2020 году в целевом сценарии на 3,6%

Петр Орехин
Алексей Кудрин и Александр Шохин Руслан Шамуков/ТАСС
Российским властям следовало бы как можно скорее определиться с кандидатом в президенты и претендентами на другие ключевые посты, а также обнародовать в ближайшие месяцы свою социально-экономическую программу, считает бизнес. Экспертное сообщество настаивает, что без дружелюбной внешней политики никакие программы, которые оно же само и готовит президенту, не помогут поднять экономику.

Алексей Кудрин уже несколько месяцев на разных площадках выступает примерно с одним и тем же докладом. Он говорит, что в России плохое госуправление, что нам надо улучшать деловой климат, проводить структурные и институциональные реформы, снижать административную нагрузку на бизнес, сокращать присутствие государства в экономике, повышать производительность, наращивать частные инвестиции и несырьевой экспорт, преодолевать технологическую отсталость.

Об этом он говорил в январе на Гайдаровском форуме. С этими же тезисами он пришел и на традиционную Апрельскую конференцию по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики.

Выступления Алексея Кудрина вызывают повышенное внимание, поскольку возглавляемый им фонд Центр стратегических разработок (ЦСР) пишет по поручению президента программу развития России до 2024 и 2035 годов.

При том, что пока программа еще не дописана, у ЦСР готов прогноз. В 2020 году фонд ожидает роста ВВП на 2% в базовом сценарии (без проведения реформ) и на 3,6% — в целевом варианте (с реформами). В 2019 году экономика должна выйти уже на 3% роста. В прогнозе Минэкономразвития, которое также пишет свою программу, в целевом сценарии темпы роста ниже: 2,5% в 2019 году и 3,1% в 2020-м.

Кудрин, по традиции, отмечает, что необходимо повышать доверие между властью, бизнесом и обществом. Без этого доверия, полагает он, успешно реализовать программу реформ не получится.

Он также призвал скорректировать внешнюю политику России.

«Конечно, внешняя политика для усиления конкурентоспособности должна быть скорректирована. Поскольку если мы говорим, что экспорт высокотехнологичной продукции, обмен технологиями, становится нашим важнейшим фактором будущего роста… то это означает, что мы должны поддерживать наше участие во всех основных соглашениях, расширять свое участие, выполнять требования международных конвенций, стандартов, чтобы быть допущенными на эти рынки… Поэтому здесь мы должны быть уважаемыми, мы должны быть дружелюбными в нашей внешней политике. Без этого фактора мы не сможем реализовать наши планы по наращиванию темпов роста», — сказал он.

Напишет ли Кудрин в своей программе, которая ляжет на стол Владимиру Путину, автору нынешней «недружелюбной политики», неизвестно. И с большой долей вероятности, общественность об этом не узнает, поскольку программа ЦСР вряд ли будет обнародована.

Ранее, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», Кудрин заявил, что «мы лишь исполнители заказа на подготовку такой стратегии» и «мы все свои предложения отдаем в Кремль».

Поэтому, что именно из того, что говорит экс-министр финансов, является «программными» тезисами, а что — его личной экспертной оценкой, можно только догадываться.

В то же время сам он признает, что отсутствие у правительства четкой программы действий является большой проблемой. «У государства нет четкой программы действий. Сегодня это тоже фактор неопределенности, который для инвесторов является существенным», — считает Кудрин.

Вероятнее всего, программа ЦСР не будет принята президентом и правительством как руководство к действию. По словам министра финансов Антона Силуанова, все программы будут «сбиты» в один документ. Но представлен он будет не скоро.

«Мы сейчас на основании предложений ЦСР, на основании предложений Минэкономразвития в правительстве сформируем программу действий. Она ляжет в основу работы правительства на предстоящие несколько лет. И что важно, что мы прекрасно понимаем, что условия работы бизнеса не должны и не будут меняться на протяжении ближайших нескольких лет. В первую очередь это налоги и неналоговые платежи, то есть вся та административная нагрузка, которая у нас есть сегодня на бизнес, не будет повышаться. А будет, наоборот, снижаться», — сказал министр.

Он говорит, что в итоге должны быть созданы условия для инвестирования в Россию лучше, «чем в целом ряде других стран».

Силуанов резюмировал, что программу социально-экономического развития удастся детально обсудить до конца года, «а на следующей апрельской конференции уже ее презентовать».

Бизнес такой подход не устраивает. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в ответ рассказал, что на недавней встрече крупных предпринимателей с президентом было высказано предложение «ускорить принятие той или иной программы по принципу — чем раньше, тем лучше».

Он напомнил, что перед предыдущими президентскими выборами 2012 года «в сентябре месяце не только Алексей Леонидович ушел в отставку (Кудрин был уволен после конфликта с президентом Дмитрием Медведевым. — «Газета.Ru»), но уже определилось, кто будет кандидатом в президенты, кто премьером и так далее».

«В принципе, это означает, что в ближайшие месяцы вообще-то можно было бы ожидать от власти, что она не только определится с кандидатами на ключевые посты, но и с программой, с которой эти кандидаты идут на выборы в марте 2018 года. И тогда уже так же естественно было бы ожидать, что не только контуры программы, но и сама программа будет обнародована», — отметил Шохин.

По его мнению, это повысило бы доверие бизнеса «к этим программным документам, и мы в праве были бы рассчитывать на больший процент их реализуемости».

Он также считает, что в президентскую программу вряд ли войдут «непопулярные меры» вроде повышения пенсионного возраста или увеличения НДС с 18 до 22%, что приведет к росту цен.

Шохин заметил, что Алексей Кудрин, раньше активно ратовавший за поднятие возраста выхода на пенсию, сейчас об этом предпочитает не говорить.

«Конечно, было бы лучше, если развилка между процентом на выборах и структурными реформами решалась в пользу структурных реформ. Но не экономистам это решать, это политический выбор», — отметил он.

При этом глава РСПП отмечает, что «есть ряд вопросов, которые требуют быстрого достаточно решения от властей, от правительства и, в частности, от президента», и от этих решений во многом будет зависеть не только экономическая динамика, но и социальное самочувствие людей.