В феврале совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту по сравнению с январем увеличился на 22% и составил $4,7 млрд, говорится в материалах Банка России. Спрос на валюту в феврале 2015 года был на 22% ниже, а в феврале 2016-го — на 6% ниже.
При этом россияне сейчас больше стараются запастись европейской валютой. Спрос со стороны населения на доллар в феврале увеличился по сравнению с предыдущим месяцем на 15%, а на евро — на 42%.
В сложившихся условиях уполномоченные банки увеличили ввоз в страну наличной иностранной валюты, констатирует Банк России.
При этом, как пишет Les Echos со ссылкой на данные Европейского центрального банка (ЕЦБ), на Россию, Великобританию, Швейцарию и страны Восточной Европы приходится 70% объема наличных евро (купюры и монеты), находящихся вне еврозоны.
Суммарно это составляет €239 млрд. По оценкам ЕЦБ, в конце 2008 года объем евровалюты, хранящейся в третьих странах за пределами еврозоны, был вдвое ниже и составлял €170 млрд, указывает RNS.
Заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков считает, что данные Банка России объясняются желанием россиян запастись валютой перед отпусками.
«Российские компании активно ведут бизнес в Европе и рассчитываются в европейской валюте. ЕС является важнейшим торговым партнером России, так что такой спрос можно назвать естественным.
Что касается населения, то в последнее время рубль ведет себя на редкость стабильно, и, вероятно, люди пользуются снижением евро для того, чтобы купить валюту по выгодному курсу в преддверии отпусков. Кроме того, таким образом часть населения диверсифицирует свои вложения», — говорит эксперт.
Действительно, и доллар, и евро в последнее время обновляют минимумы. Например, 30 марта доллар на биржевых торгах падал до отметки в 56,34 рубля, обновив минимум с июля 2015 года. Преодолел психологически важную отметку и евро, упав ниже 60 рублей. Эксперты объясняют укрепление рубля растущими ценами на нефть. Нефтяные котировки в марте уже преодолели рубеж $55 за баррель.
При этом, по словам Станислава Новикова, евро россияне скупают активнее, чем доллар, поскольку собираются на отдых в европейские страны.
«Сейчас страхи относительно возможности роста доллара и евро усилила ситуация вокруг Сирии. Рост геополитических рисков и возможность ухудшения отношений между Россией и США ведут к ожиданию ослабления национальной валюты. Люди, как обычно в критической ситуации, стараются найти защитный актив, которым в нашей стране выступает валюта», — комментирует аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич.
Также на россиян влияют заявления чиновников о переукреплении рубля, добавляет он.
В середине марта министр экономического развития Максим Орешкин говорил о том, что считает рубль слишком крепким. С аналогичным заявлением позднее выступил и министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, рубль сейчас переукреплен от фундаментальных значений на 10–12%.
В Совете Федерации даже высказывали идею о возможности заморозить курс рубля.
При этом, по мнению Богдана Зварича, беспокойство людей относительно грядущей девальвации безосновательно. На фоне слухов, что ОПЕК и Россия продлят заморозку добычи, нефть марки Brent может продолжить рост и подняться до $60 за баррель, что будет способствовать укреплению рубля по отношению к основным мировым валютам, говорит эксперт.
В свою очередь начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков отмечает, что в целом спрос на наличную валюту в России, Великобритании и Швейцарии связан с высокой долей «теневой экономики» в этих странах.
«Расчеты наличными позволяют сохранить конфиденциальность, но при этом участвовать в сделках, заниматься торговыми операциями, хранить средства, не привлекая внимания правоохранительных органов. Несмотря на войну с наличностью, которую объявили мировые центробанки, именно сохранение анонимности является основным преимуществом использования наличных в расчетах, и значительная часть людей не готова отказаться от такой опции. Более того, не секрет, что организованная преступность также предпочитает иметь дело с наличностью, пользуясь особенностями юрисдикции в Британии и Швейцарии», — отмечает эксперт.