Адаптация закончилась
Прогноз социально-экономического развития до 2020 года исходит из того, что в 2017 году рост ВВП составит 2%. Этот прогноз стал первым для Минэкономразвития в этом году и первым же в деятельности министра экономического развития Максима Орешкина, назначенного в конце прошлого года на этот пост вместо бывшего министра Алексея Улюкаева. Базовый прогноз Алексея Улюкаева на 2017 год обещал экономический рост в этом году только на 0,6%.
По словам Максима Орешкина, последние статданные указывают на то, что «рецессия завершилась в середине прошлого года, и уже в четвертом квартале мы вышли на положительные темпы экономического роста».
Особенность этой рецессии министр объясняет адаптацией к более низкому уровню цен на нефть, что привело к серьезному сокращению объема потребления и производства отраслями, ориентированными на внутренний спрос.
На повышение прогноза по темпам роста экономики повлияли цены на нефть, которые с начала года держатся в районе $50 за баррель вместо запланированных $40. Минэкономразвития считает, что в среднем в текущем году нефть будет стоить $45,6 за баррель.
Максим Орешкин не скрывал, что на оценку текущей ситуации повлияли не столько данные Росстата, накануне отданного в ведение Минэкономразвития, сколько неочищенные данные роста потребления электроэнергии, грузоперевозок и индикаторы экономической активности Центра макроэкономического анализа (ЦМАКП).
Управление Росстатом Максим Орешкин обещал оставить за собой и не допускать к нему сотрудников министерства, ответственных за макропрогнозирование. Кроме того, при Минэкономразвития будет создана и экспертная группа по совершенствованию статистических методов учета.
Сократились и ожидания по оттоку капиталу. В прошлом году Минэкономразвития прогнозировало в 2017 году отток на уровне $20 млрд. Этот параметр снижен более чем вдвое — до $8 млрд. Оценка на 2018 год снижена с $25 млрд до $10 млрд.
Для роста нужны реформы
Официально Минэкономразвития опубликовало только два варианта прогноза — базовый и целевой. О наличии еще и консервативного варианта министр в четверг только намекал. Консервативный вариант может спровоцировать не только отсутствие реформ, но и падение нефти до $35 за баррель. Тогда экономический рост в 2018 году вернется к 0,7%.
Оба официальных варианта исходят из единой оценки стоимости нефти, цена которой в 2018 году ожидается на уровне $40,8, в 2019-м — 41,6 и $42,4 в 2020 году.
Существенный риск для конъюнктуры оказывают ожидания «жесткой посадки Китая».
Максим Орешкин считает, что «в последние годы ожидаются серьезные сокращения золотовалютных резервов Китая, активный отток капитала, а его экономика накопила достаточный объем структурных дисбалансов и при негативном сценарии эффект и на мировую экономику, и на динамику цен на нефть также будет негативный».
По базовому варианту это означает только 1,5% экономического роста в год с 2018 по 2020 год. Этот вариант явно не учитывает никаких изменений, которые пытается подготовить правительство.
Объяснением же, почему экономический рост в 2018 году теряет темпы по сравнению с текущим годом, кроме конъюнктурных факторов послужило то, что в 2018 году не растут инвестиции в основной капитал и демографическая ситуация не позволяет наращивать выпуск продукции на устаревшем оборудовании.
Поэтому обязательным условием достижения показателей целевого варианта в прогнозе указано требование увеличения численности занятых в экономике и рост производительности труда. Кроме того, Минэкономразвития делает ставку на проведение реформ для увеличения инвестиционной активности и увеличения несырьевого экспорта.
Все эти реформы сейчас только еще обсуждаются в рамках деятельности президиума совета по приоритетным проектам и при подготовке комплексного плана действий правительства до 2025 года. Планом занимается Минэкономразвития и собирается завершить его к маю текущего года.
Наиболее дорогостоящие и сложные реформы на рынке труда пока не существуют даже на бумаге. В середине марта президент Владимир Путин одобрил только концепцию подготовки такой реформы в рамках отдельного приоритетного проекта.
Из целевого варианта следует, что результатов от реформ стоит ждать только в 2020 году. Именно тогда ожидается рост ВВП в 3,1%, что, по мнению чиновников, и является ответом на поручение президента увеличить экономический рост темпами выше среднемирового.
Но в 2018 году рост даже по целевому варианту составит 1,7% и увеличится до 2,9% в 2019 году. Инфляция по версии Минэкономразвития укладывается в обязательные 4% по любым вариантам прогноза. Выше нормы она может оказаться в 2019 году — рост доходов бюджетников может спровоцировать рост цен до 4,3% за год.
В бюджете есть деньги
По всем вариантам прогноза рубль не должен укрепляться. По базовому варианту среднегодовой курс составит 64,2 руб./$ в 2017 году, а в 2020 году доллар подорожает до $72,7 руб. По целевому варианту рубль слабеет меньше — до 71,8 руб./$.
Максим Орешкин ослабление рубля поддержал словесными интервенциями. По его словам, сейчас момент очень выгоден для покупки валюты населением, поскольку к концу года доллар, на фоне подешевевшей нефти, подрастет до 68 руб.
В случае сохранения сегодняшнего курса он ожидает более агрессивного снижения ставки ЦБ, считает министр.
Параметры прогноза рассматривались в четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Там же была утверждена часть предлагаемых финансово-экономическим блоком правительства Банком России налоговой и пенсионной реформ.
Максим Орешкин в четверг отказался уточнить, в каком варианте прогноза отразилась налоговая реформа по формуле «22/22» (снижение страховых взносов до 22% и повышение НДС до 22%). За скобками прогноза оказалась и пенсионная реформа, предусматривающая введение системы индивидуального пенсионного капитала.
Но как следует из обоих вариантов прогноза, у правительства улучшается ситуация с деньгами в бюджете. Из материалов Минэкономразвития можно сделать вывод, что уже в текущем году вырастут не только доходы, но и расходы.
В 2017 и 2018 годах оба варианта прогноза предполагают рост расходов от уровня действующего бюджета на сумму в 330 млрд руб. В 2019 году целевой вариант позволяет увеличить расходы бюджета на 610 млрд руб. Рост расходов при выполнении базового вариант составит 520 млрд руб. При таком росте расходов не пострадает даже целевой показатель выхода на почти бездефицитный бюджет в 2020 году — дефицит в 0,8% ВВП гарантирован в любом случае. При этом расходы бюджета в 2020 году по базовому варианту могут вырасти с 16,24 трл в 2017 году до 16,85 млрд руб. По целевому варианту — до 17,11 трлн руб.
Это первый сигнал о том, что правительство готово отказаться от заморозки расходов на уровне 2016 года.
Было ли это одобрено на совещаниях в правительстве в четверг, не подтверждали ни в Минфине, ни в Минэкономразвитии.
Ранее на Биржевом форуме министр финансов Антон Силуанов говорил, что дополнительные бюджетные расходы в 2017 году могут составить 200 млрд руб. По его словам, это возможно, если госкомпании направят на дивиденды 50% чистой прибыли. «Если будет другое решение, то у нас не будет ненефтегазовых доходов», — сказал Силуанов.