Уязвимое метро
Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.
«Правительство России устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», — говорится в документе, опубликованном на сайте кабмина.
Данные требования станут определяющими в рамках защиты объектов транспортной инфраструктуры метрополитенов от «потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства».
«Принятые решения будут способствовать повышению эффективности функционирования государственной системы противодействия терроризму», — считают в правительстве.
Кроме того, Медведев распорядился в течение трех месяцев провести оценку уязвимости метрополитена, а также создать группы быстрого реагирования.
«Для защиты метрополитена от актов незаконного вмешательства образовать... подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования,
специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена», — говорится в сообщении.
Новые требования по обеспечению транспортной безопасности были приняты после взрыва в метро Санкт-Петербурга, который произошел в вагоне поезда в понедельник, 3 апреля, на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт — 2». По последним данным, в результате теракта погибли 14 человек. Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте.
После этого всем субъектам транспортной инфраструктуры была направлена телеграмма об усилении мер по антитеррористической защищенности на вверенных объектах.
Соответствующие меры приняты на всей территории Московской области, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе областного минтранса.
«Организована работа по незамедлительному информированию правоохранительных органов на предмет обнаружения бесхозных предметов в транспортных средствах и на территории объектов транспортной инфраструктуры. Дополнительно проведены инструктажи с водителями», — отмечается в сообщении.
Кроме того, были усилены меры по обеспечению безопасности на всех объектах железнодорожного транспорта, сообщили «Газете.Ru» в ОАО «РЖД».
«С работниками вокзальных комплексов, локомотивных и поездных бригад, охранных организаций проводятся специальные инструктажи с целью повышения бдительности и отработки действий в случае внештатных ситуаций», — пояснили в РЖД.
Также были приняты меры по усилению охраны и пропускного режима на объектах с массовым скоплением людей — вокзалах и станциях, в том числе на объектах Московского центрального кольца (МЦК).
Куда уходят миллиарды
Как выяснила «Газета.Ru», на безопасность столичного метро ежегодно тратились немалые деньги. По данным сайта госзакупок, только с декабря 2016 года по март 2017 года Московский метрополитен потратил около 62 млн руб. на закупку рентгеновских установок для досмотра личных вещей и багажа.
С 2015 года в среднем тратится примерно 1 млн руб. в месяц на оказание услуг по обслуживанию многозонных стационарных арочных металлодетекторов (SmartScan модели С18). Еще порядка 18,8 млн руб. было выделено Московскому метрополитену на закупку и поставку стационарных рамочных металлодетекторов в начале 2017 года. Поставка портативных металлодетекторов обошлась в 1,6 млн руб.
Помимо этого для обеспечения антитеррористической безопасности с 2015 по 2017 год Московский метрополитен потратил более 134 млн руб. на закупку, поставку, установку и обслуживание систем видеонаблюдения.
Из материалов, опубликованных на сайте госзакупок, также следует, что Московский метрополитен в конце ноября 2015 года заключил договор с ФГУП «СВЭКО» ФСО России, согласно которому, подведомственная ФСО компания до конца июля 2017 года должна осуществить поставку оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по созданию «Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й этап)» и передать эти системы в эксплуатацию.
Стоимость этих работ оценена в 3,7 млрд руб.
Что касается Санкт-Петербурга, где произошла последняя трагедия, правительство города регулярно выделяло деньги на закупку технических средств для антитеррористической безопасности питерской подземки: рентгеновских установок, рамок металлоискателей и систем видеонаблюдения.
Как ранее писала «Газета.Ru», по данным сайта госзакупок, комитет по транспорту Санкт-Петербурга в июне 2015 года выделил 95 млн руб. на поставку стационарных рентгеновских установок персонального обследования пассажиров во входных зонах 15 станций ГУП «Петербургский метрополитен», в том числе и для вестибюля станции «Технологический институт».
Еще 59 млн руб. было выделено спустя месяц для закупки стационарных металлодетекторов для выявления металлических предметов у физических лиц во входных зонах 67 станций ГУП «Петербургский метрополитен», в том числе и тех станций, где прогремел взрыв.
Всего же за период с 2011 по 2016 год власти Санкт-Петербурга потратили как минимум 2 млрд руб. на закупку технических средств для антитеррористической безопасности.
Ространснадзор намерен внепланово проверить ГУП «Петербургский метрополитен» в ближайшее время, сообщал Минтранс. Также сообщается, что Северо-Западная транспортная прокуратура начала проверку предприятий транспортной инфраструктуры в Петербурге и Ленинградской области в связи с инцидентом.
Страх и ужас в метро
События в Санкт-Петербурге отразились и на странах Европы. Так, глава министерства внутренних дел Франции Маттиас Фекл сообщил об усилении мер безопасности на общественном транспорте в парижском регионе.
Террористические акты в общественном транспорте в разные годы случались во многих странах Европы. Например, после взрывов 7 июля 2005 года в Лондоне правительство Великобритании приняло глобальные меры по предотвращению терактов в транспорте. Помимо постоянных проверок пассажиров, в метрополитене установили специальные «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Более того, станции оборудовали металлодетекторами и большим количеством камер слежения.
Во Франции после терактов в парижском метро в 1995 и 1996 годах был введен план «Вижипират». В рамки плана входил самый широкий спектр мер безопасности. В частности, речь шла об организации усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей мест наибольшего скопления людей — вокзалов, аэропортов и метро.
Кроме того, устраивались масштабные проверки документов, а все городские урны были заменены прозрачными пластиковыми мешками: их закрепляли на специальной металлической стойке с обручем.
Таким образом, потенциальные злоумышленники лишались возможности оставить там бомбу, иначе она бы сразу привлекла внимание.
Меры предосторожности коснулись и поездов сети RER (пригородные электрички, соединенные с метро переходами): пространство под сиденьями, где без труда можно было разместить большую сумку или чемодан, перекрыли металлическими щитами. Стоит отметить, что французские призывы к бдительности оказались одними из самых эффективных антитеррористических мер.
Комплексный план для всех правоохранительных органов действует в Испании после взрывов 11 марта 2004 года. Практически сразу после трагедии в столичном метро были установлены около 4000 дополнительных камер видеонаблюдения, расширили штат частной охраны, а также был создан специальный отряд национальный полиции для патрулирования метрополитена. Кроме того, частные охранники обзавелись собаками, обученными искать различные взрывчатые вещества. Стоит отметить, что такие меры в стране действуют до сих пор.
В 2009 году дополнительные меры безопасности были введены в метрополитене Праги. На станциях были установлены специальные мусорные корзины, которые способны выдержать взрыв определенной силы, а после террористической атаки в Москве 2010 года было усилено патрулирование пражского метрополитена, проходили испытания дополнительные системы безопасности. В метро постоянно работает система видеонаблюдения и специальная система химической защиты.