Италия поможет Украине в вопросе газового транзита. Как сообщает украинское издание «Зеркало недели», «Нафтогаз Украины» в течение трех месяцев намерен завершить переговоры с потенциальными инвесторами для компании «Магистральные газопроводы Украины» (в рамках выделения из «Нафтогаза» оператора газопроводов).
По данным «ЗН», наиболее реальным претендентом является итальянская компания Snam, планирующая инвестировать в украинскую ГТС $2 млрд, а также обеспечить ее загрузку.
Snam занимается как раз газопроводами (является оператором ГТС в Италии) и газохранилищами. Крупнейшим акционером Snam (около 30%) является инвестхолдинг CDP Reti S.p.A, подконтрольный банку Cassa DEPOSITI е Prestiti. Контрольным пакетом банка в свою очередь владеет министерство экономики и финансов Италии.
Также интерес к украинской ГТС проявляют инвесторы из Словакии. Интерес словаков очевиден, Словакия — следующая после Украины страна – транзитер российского газа. Италия же выступает исключительно потребителем.
Украинские магистральные газопроводы могут «пересохнуть» с началом 2020 года, когда истечет действие российско-украинского транзитного контракта. Россия ранее неоднократно заявляла, что продлевать соглашение не будет. Альтернативой украинскому транзиту должны стать поставки по газопроводу «Северный поток – 2» через Балтику до Германии и далее в страны ЕС (мощность трубы — 55 млрд кубометров газа в год) и по трубопроводу «Турецкий поток» через Турцию на юг Европы.
Мощность ТП окончательно не определена, пока речь идет о строительстве одной ветки мощностью в 15,75 млрд кубов, но может быть построена и вторая, аналогичной мощности. Через Украину по итогам прошлого года «Газпром» поставил в Европу 82,2 млрд кубометров.
«Под угрозой потери львиной доли транзитного газа из РФ Украина пытается продать трубу европейским партнерам, с расчетом, что они убедят «Газпром» продавать газ на украино-российской границе (сейчас газ переходит в собственность европейских компаний на границах Украины и стран ЕС. — «Газета.Ru»)», — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, подчеркивая, что пока это все на уровне слухов.
Доля, которую инвесторы могут получить в украинской ГТС за $2 млрд, по словам эксперта, будет в первую очередь зависеть как раз от перспектив ее заполняемости. Согласно украинскому законодательству, может быть продано до 49% компании – оператора газотранспортной системы.
«Но если загрузка будет на уровне, например, 10 млрд кубометров, такая доля не будет стоить и $2 млрд, — говорит Марунич. — То есть реализация сценария с продажей полностью зависит от позиции Москвы».
При этом эксперт указывает, что доходами от транзита придется делиться с новым акционером. Да и сама рентабельность транзита будет опять-таки зависеть от объемов, прокачиваемых по трубам.
Ранее Киев неоднократно поднимал тему продажи ГТС, причем возможность продажи российским инвесторам категорически отрицалась, хотя «Газпром» изначально хотел получить контроль над украинскими газопроводами, как это произошло в Белоруссии, но в дальнейшем утратил интерес к активу.
В 2013 году украинские власти заявляли о том, что стоимость 100% ГТС составляет $20–26 млрд. При этом они ссылались на оценку Baker Tilly Ukraine. Россия, по неофициальным данным, оценивала газотранспортную систему в $15–17 млрд, желая приобрести 50%.
«Зеркало недели» пишет, что, учитывая тесные отношения Snam с «Газпромом», итальянская компания может оказаться «троянским конем».
Snam, как оператор сетей, занимается транспортировкой российского газа в Италии. Кроме того, итальянская компания в начале года поддержала инициативу «Газпрома», который предложил свое участие в Трансадриатическом газопроводе (TAP, предназначен для поставки в Европу азербайджанского газа).
На момент сдачи материала Snam на запрос о комментарии не ответила. Официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что компании ничего о планах итальянцев не известно, а вопрос получения доли в украинской ГТС «Газпромом» сейчас не является актуальным и не обсуждается.
Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский отмечает, что через Турцию маршрут поставок короче, чем через Украину, следовательно, транзитные расходы ниже и есть возможность добиться от «Газпрома» более низкой конечной цены.
«Те же итальянцы заинтересованы в реализации «Турецкого потока», – отмечает Землянский.
Кроме того, итальянская Eni недавно подписала с «Газпромом» меморандум о взаимопонимании в области развития южного коридора поставок российского газа в Европу.