Заработать на обороне
В обновленных основных функциях ВЭБа, терпящего убытки от прежней бизнес-модели, предложено указать новые приоритеты деятельности банка, связанные в том числе с финансированием оборонно-промышленного комплекса.
Один из приоритетов сформулирован как «финансирование юридических лиц, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа и мероприятий федеральных целевых программ в области обороны и безопасности».
Другой — «поддержка производства организациями оборонно-промышленного комплекса продукции гражданского и двойного назначения».
Изменение функций института развития следует из проекта поправок федерального закона «О банке развития», с которым удалось ознакомиться «Газете.Ru». Законопроект разработан Минэкономразвития и в настоящее время проходит согласование в ведомствах.
До недавнего времени участие ВЭБа в гособоронзаказе на уровне закона не афишировалось.
Впервые упоминание участия банка в оборонных расходах встречается в распоряжении правительства, которым 29 декабря 2012 года был поправлен его меморандум о финансовой политике.
Новые объемы и схемы участия ВЭБа в оборонных расходах бюджета в сопровождающих законопроект документах не указываются. В документах отмечается лишь то, что уточнять закон потребовалось для «устранения пробелов в правовом регулировании деятельности Внешэкономбанка» при реализации функций уполномоченного банка в рамках гособоронзаказа.
Значительно подчеркнуть приоритет участия банка в оборонке правительство решило в декабре 2016 года на заседании наблюдательного совета, утвердившего тогда стратегию развития до 2021 года и бизнес-модель Внешэкономбанка, сообщается в пояснительной записке.
В ВЭБе новые функции не комментируют, ссылаясь на то, что участие в гособоронзаказе определяется на основании решений президента и правительства и соответствующая ссылка есть и в законопроекте.
Впрочем, источник «Газеты.Ru» в оборонной отрасли не сомневается, что речь идет о привлечении средств исполнителей и соисполнителей контрактов по гособоронзаказу.
В законопроекте упоминается, что ВЭБ будет осуществлять банковское сопровождение госконтракта, предусмотренное федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
По словам источников, этот закон готовится к изменениям в ближайшее время. По данным печатных СМИ, размер гособоронзаказа в 2017 году оценивается в 1,7 трлн руб. В бюджете этот раздел — секретный.
Диверсификация портфеля
Необходимость изменения бизнес-модели ВЭБа правительство признало в 2016 году, сменив в феврале прошлого года на посту председателя банка Владимира Дмитриева на Сергея Горькова. Перед этим различные источники оценивали «токсичные активы» банка в 1,5 трлн руб. Причиной назывались спецпроекты, к которым привлекался ВЭБ. Прежде всего это проекты, связанные с подготовкой к зимней Олимпиаде в 2014 году.
В январе 2017 года Сергей Горьков сообщал, что 2016 год для банка завершен с убытком по РСБУ в 129 млрд руб.
Новый законопроект о банке избежать повторения спецпроектов не позволяет.
В нем по-прежнему сохраняется формулировка, по которой за президентом и правительством остается право привлекать ВЭБ к проектам, «которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям или принципам инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка».
Но сами основные функции предлагается ранжировать. В первую группу отнесены просто «основные функции». По этому разделу банк «сфокусируется» не только на гособоронзаказе, но и на поддержке промышленности и экспорте ее продукции. В этот же раздел попал и приоритет финансовой поддержки проектам Национальной технологической инициативы (НТИ).
В банке пояснили, что по новым правилам проекты НТИ смогут получить финансирование на возвратной основе, если общая стоимость проекта окажется свыше 1 млрд руб., а срок окупаемости — 5 лет. После одобрения проекта рабочей группой при президиуме президентского совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ финансирование может составлять от 5 до 10 лет.
Ко второй группе, обозначенной в законопроекте как «иные основные функции», отнесено участие банка в «гражданских» ФЦП и «государственных инвестиционных программах, проектах, включая внешнеэкономические». Здесь же оказались и функции по сопровождению проектов создания объектов инфраструктуры ОЭЗ. Только участие в гособоронзаказе закреплено в обеих группах функций. Насколько такое ранжирование функций будет отражаться на доступности заемщикам кредитов банка, из документа установить невозможно.
Отдельным же пунктом законопроектом закреплено прошлогоднее обещание правительства разместить 300 млрд руб. средств ФНБ на депозитах ВЭБа.
В банке сообщили, что в конце 2016 года за счет размещенных на депозиты во Внешэкономбанке средств ФНБ выданы первые транши по двум проектам — покупка 664 вагонов Московским метрополитеном и финансирование экспортного контракта ОАО «Метровагонмаш» по модернизации 222 вагонов метро для метрополитена в Будапеште. Из ФНБ по этим проектам будет привлечено 30,6 млрд руб. — пояснили в ВЭБе.
Без села и малого бизнеса
Среди предложенных к сокращению функций сюрпризов нет. Ранее Сергей Горьков не скрывал, что реструктуризация портфеля ВЭБа потребует отказа от финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также сельхозпроизводителей.
Соответствующие пункты из действующей редакции закона в законопроект не попали. Основание в том, что у исключенных есть свои институты развития.
Малым и средним бизнесом занимается МСП-банк, а поддержкой сельского хозяйства — Россельхозбанк. Кроме того, в новый законопроект не попадает и поддержка проектов по защите окружающей среды.
В Минфине не стали комментировать законопроект. Представитель Минэкономразвития сказал, что «цель поправок — обеспечить максимально эффективное функционирование ВЭБа в новом формате после принятия его новой стратегии».