Спикер палаты общин Джон Беркоу заявил, что королева Елизавета II одобрила закон о запуске процедуры выхода Великобритании из ЕС. Ранее британский парламент наделил премьер-министра Терезу Мэй полномочиями для запуска процедуры по выходу страны из состава Евросоюза. Пресс-секретарь канцелярии премьер-министра Великобритании заявил:
«Закон был принят без изменений, и мы рады, что это произошло. Мы с нетерпением ожидаем начала переговоров к концу марта».
Руководители остальных 27 государств ЕС планировали ответить Соединенному Королевству на уведомление по статье 50 на саммите Совета Европы, который намечен на 6 апреля. Хотя это может и не произойти из-за сжатых сроков, если Тереза Мэй объявит о запуске процедуры в последнюю неделю марта. Из-за Пасхи и президентских выборов во Франции следующий саммит пройдет не ранее конца мая — что означает, что переговоры с представителями ЕС не начнутся до июня, сообщает The Independent.
Впрочем, представители Лейбористской партии в палате лордов решили в очередной раз усложнить жизнь Терезе Мэй и назначить обсуждение двух важных вопросов примерно на то же время, на которое запланирован запуск статьи 50. Они хотят получить большее влияние на ход переговоров с европейскими странами и на обеспечение прав граждан ЕС, проживающих в Великобритании.
Правительство отказалось предоставить парламенту гарантию внесения в законопроект этих вопросов в формулировке, устраивающей парламент, заявив, что это «свяжет руки» премьер-министра на переговорах.
«Таким образом, мы начали думать о поиске альтернативных путей для достижения этих целей. Это будет означать, что правительство будет обязано отреагировать на наши предложения. Мы хотим, чтобы правительство регулярно взаимодействовало с парламентом, начиная с момента инициирования статьи 50», — заявил неназванный источник издания.
Первое из двух новых предложений, выдвинутых лейбористами, предусматривает, что министр должен отчитываться перед лордами о прогрессе, достигнутом в деле обеспечения прав граждан ЕС. Второе предложение подразумевает создание к концу октября комитета, который «рассмотрит и сообщит о сроках и вариантах голосования в парламенте по итогам переговоров о выходе Соединенного Королевства из Европейского союза». В отличие от палаты общин, консерваторы не имеют большинства в палате лордов и поэтому особенно уязвимы к действиям пэров.
Недовольство выражают не только лейбористы. Министр по вопросу выхода Великобритании из ЕС Дэвид Дэвис заявил, что правительство не провело полную оценку потенциального экономического эффекта, если Великобритании не удастся достичь успеха на переговорах. Подобный прогноз давался перед проведением референдума, но с тех пор оценка не менялась, хотя обстоятельства существенно изменились.
Дэвис подтвердил мнение правительства о том, что отказ от какой-либо сделки лучше, чем согласие на плохую сделку.
При этом отказ от соглашения будет означать введение тарифов Всемирной торговой организации (ВТО) на торговлю со странами ЕС и возможность некоторых пограничных проверок.
Однако, в свою очередь, смоделировать последствия отмены соглашений в рамках ВТО пока невозможно, хотя такой вариант развития событий вполне реален. Дэвис добавил, что он проинформировал кабинет министров о необходимости планирования на случай непредвиденных обстоятельств, в случае если по окончании двухлетнего процесса переговоров сделка не будет заключена. Дэвис ожидает, что планирование будет осуществлено в рамках каждого государственного департамента, от таможенного и сельскохозяйственного до отдела ядерной безопасности, сообщает The Guardian.
Дэвис также утверждает, что выход из Евросоюза без соглашения может потенциально иметь преимущества, поскольку Великобритания будет более свободна в снижении тарифов и барьеров со странами, не входящими в ЕС.
Референдум о выходе Великобритании из Евросоюза прошел 23 июня 2016 года, 51,9% жителей страны поддержали выход из ЕС, за сохранение статус-кво выступили 48,1%. После активизации 50-й статьи Лиссабонского договора у Великобритании и членов ЕС будет еще два года на подписание торговых соглашений и прописывание всех условий взаимодействия, как в политике, так и в бизнесе.