Европейская комиссия (ЕК) может дать зеленый свет российскому газопроводному проекту «Северный поток – 2» уже осенью. Об этом сообщает издание Euractiv со ссылкой на источники. По их данным, глава ЕК Жан-Клод Юнкер с большой вероятностью примет положительное решение по проекту, оно будет объявлено после сентябрьских выборов в Германии.
«Северный поток – 2» — труба-близнец уже действующего «Северного потока», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Параллельный газопровод, как и СП-1, должен пройти по дну Балтийского моря до побережья Германии. Проект формально не является международным, но его поддерживают австрийская OMV, германские BASF (через свою «дочку» Wintershall) и E.On (через свою структуру Uniper), британо-нидерландская Shell и французская ENGIE.
Собственно, изначально эти компании должны были стать акционерами оператора проекта Nord Stream-2 AG, но из-за требований противников второго «Северного потока» модель сотрудничества пришлось изменить.
Против СП-2 выступали сразу ряд стран Евросоюза плюс Украина. Дважды в Еврокомиссию были направлены письма с требованиями запретить проект как несущий угрозу энергобезопасности Европы и не соответствующий европейской энергетической политике. Письма направили Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия, Греция, Литва, Латвия и Эстония.
Наибольший вред СП-2 потенциально может нанести Украине, так как эта труба предназначена для снижения зависимости от украинского транзита. Запуск второго «Северного потока» лишит Киев около $2 млрд транзитных доходов в год.
В «Нафтогазе Украины» отказались комментировать информацию Euractiv, так как у компании нет ее подтверждения, но отметили, что решения такого уровня принимаются в ЕС коллегиально, и как раз сейчас идет оживленная дискуссия о целесообразности проекта СП-2.
«На высоких уровнях в Европейской комиссии и Европарламенте, а также в бизнес-среде отмечают несоответствие проекта Третьему энергопакету ЕС и его существенную политическую составляющую», — говорят в «Нафтогазе».
По словам представителя компании, участники процесса отчетливо понимают риски реализации «Северного потока – 2» и последствия потери традиционного маршрута через Украину и Словакию. «Мы поддерживаем объективное и открытое обсуждение этого проекта заинтересованными сторонами», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Также серьезно может пострадать Словакия — следующий за Украиной транзитер российского газа в Европе. Словацкий премьер-министр Роберт Фицо еще в 2015 году заявлял, что поддержка СП-2 является предательством Словакии как члена Евросоюза.
«Из нас просто делают идиотов», — заявил Фицо, напомнив, что в ЕС всегда говорили о необходимости сохранения украинского транзита.
Но наибольшую реальную активность проявила Польша, интересы которой СП-2 практически не затрагивает. Тем не менее именно Управление охраны конкуренции и потребителей Польши (UOKiK), проведя рыночный анализ, вынесло заключение, согласно которому акционерное соглашение между «Газпромом» и европейскими компаниями по СП-2 может привести к ограничению конкуренции. Именно после этого схема сотрудничества по проекту была изменена и «Газпром» остался единственным акционером NS-2 AG.
«Мы постоянно поддерживаем контакт с ЕК на различных уровнях, — заявил «Газете.Ru» представитель NS-2 AG Йенс Мюллер. — Реализация таких проектов, как «Северный поток – 2», основана на четком наборе правил. Мы также поддерживаем контакт с контролирующими органами, которые обеспечивают полное соответствие проекта законодательству ЕС при подготовке к выдаче разрешений, что должно состояться в 2017 году».
Соответствие СП-2 нормам Третьего энергопакета ЕС, запрещающим одной и той же компании поставлять и транспортировать газ, является одним из главных дискуссионных вопросов на данный момент. Противники СП-2 в этом сомневаются, Россия и западные компании – партнеры «Газпрома», напротив, утверждают, что проект полностью укладывается в рамки ТЭП.
В реальности Еврокомиссия никак не может помешать прокладке трубы по Балтийскому морю, но зато способна запретить строительство наземной инфраструктуры, без которой строительство морской части газопровода потеряет смысл.
«Реально проект станет экономически осмысленным только в случае принятия инвестиционного решения по газопроводу EUGAL, предназначенному для транспортировки поступающего по «Северному потоку – 2» газа по территории Германии», — поясняет глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Но в последнее время ЕК все больше склоняется на сторону «Газпрома». Так, в октябре прошлого года Брюссель после многолетних просьб российской стороны наконец согласился предоставить газовому холдингу дополнительные мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение первого «Северного потока»). Но это решение было заблокировано судом Евросоюза по иску все той же Польши. ЕК уже после вынесения судебного вердикта заявляла, что оно полностью соответствует европейскому законодательству.
Сообщение о том, что Еврокомиссия может дать положительное заключение по СП-2, появилось на следующий день после того, как было объявлено об уступках, на которые готов пойти «Газпром» на европейских рынках в рамках антимонопольного спора с ЕК.
Как писала «Газета.Ru» в понедельник, российская компания согласна не препятствовать реэкспорту своего газа между европейскими потребителями, отказаться от нерыночных преимуществ, которые дает «Газпрому» контроль над инфраструктурой, не предъявлять претензии Болгарии, в том числе по вине которой сорвался проект «Южный поток», а также пересмотреть цены для ряда потребителей, привязав их к ценам западноевропейских хабов. Впрочем, потери «Газпрома» от этого, по словам экспертов рынка, будут невелики, тогда как мировая с ЕК позволит компании избежать многомиллионных штрафов.
«Вряд ли противники СП-2, такие как Украина и Польша, смирятся с решением Еврокомиссии дать зеленый свет проекту, если такое решение действительно будет, — комментирует глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Они просто снова пойдут в суд, как это было в случае с допмощностями OPAL».
Адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко отмечает, что европейские потребители заинтересованы в появлении альтернативных источников получения российского газа, поскольку затраты на его транспортировку в таком случае будут ниже, следовательно, снизится и цена на газ (по оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, транспортировка через Украину 1 тыс. кубометров примерно на $5 дороже, чем по балтийскому маршруту).
«Это уже не говоря о создании новых рабочих мест при строительстве. Однако, памятуя ситуацию с OPAL, можно ожидать новых протестных высказываний, — предупреждает юрист. — Не секрет, что уже сейчас некоторые европейские страны видят геополитическую угрозу в предоставлении «Газпрому» практически монопольного права поставки газа в Европу».
Адвокат Олег Сухов также указывает, что если Еврокомиссия просто одобрит проект, не учитывая мнение противников, то в дальнейшем ей придется столкнуться со множеством разбирательств, вызванных его реализацией, поэтому такое развитие событий маловероятно. «Должна быть проведена проверка тех сведений, на которые ссылаются противники проекта, должна быть дана возможность высказаться другим сторонам, — говорит юрист. — В результате как наиболее вероятный вариант Еврокомиссия предложит снизить мощности потока, но на такой шаг может не пойти Россия».
Ранее отраслевые эксперты уже выдвигали такую версию, учитывая, что Еврокомиссия действительно неоднократно говорила о необходимости сохранения украинского транзита. Но здесь многое будет зависеть от реализации другого газопроводного проекта России — «Турецкий поток». Предполагается строительство двух веток мощностью 15,75 млрд кубометров каждая. Но прокладка второй ветки пока под вопросом. «Турецкий поток», как и СП-2, нацелен на снижение транзита через Украину, и если будут введены обе ветки ТП и к ним добавится действующий на полную мощность второй «Северный поток», поставки через украинскую территорию прекратятся полностью (в 2016 году через Украину «Газпром» поставил 82,2 млрд кубометров).