«Газпром» в феврале подал в Стокгольмский арбитраж иски против турецких независимых газовых компаний Akfel Gaz Sanayi ve Ticaret, Bati Hatti Dogalgaz Ticaret и Kibar Enerji. Об этом говорится в проспекте еврооблигаций «Газпрома». В «Газпром-экспорте» «Газете.Ru» подтвердили факт подачи исков.
Показательно, что информация об исках «Газпрома» к турецким газовым частникам появилась как раз в день визита в Москву президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
На данный момент «Газпром» уже судится с турецкой госкомпанией Botas. И в случае с частниками, и в случае с Botas предметом спора традиционно выступают цены на российский газ, которые партнеры в очередной раз не могут согласовать.
Сами цены стороны не раскрывают, однако по оценке Фонда национальной энергетической безопасности, речь идет о $180–190 за 1 тыс. кубометров (такова приблизительная цена российских поставок в Турцию). Точнее, о скидке в 10,25%, которую турецкие компании хотят сохранить.
Скидка была предоставлена еще в 2014 году и действовала до начала 2016 года, когда «Газпром» решил ее отменить. Связано это было с обострением российско-турецких отношений (в конце 2015 года турки сбили российский военный самолет Су-24, оба пилота погибли).
«Газпром», впрочем, официально не подтверждал отмену скидки, источники «Газеты.Ru», близкие к компании, сообщали, что продолжается переговорный процесс.
По факту, «Газпром» хотел повышения цены, тогда как турецкие газовики продолжали платить с учетом скидки.
В начале марта прошлого года турки (частная компания Enerco Enerj, также закупающая российский газ) заявили, что «Газпром», после отказа пересмотреть цены, начал сокращать поставки. Как сообщали тогда турецкие СМИ со ссылкой на источники в отрасли, газовые компании Турции были намерены обратиться с жалобой в арбитраж.
«Газпром» на обвинения и угрозы не отреагировал, но незадолго до этих заявлений «Газпром-экспорт» сообщал, что переговоры с турецкими импортерами «продолжаются в конструктивном ключе».
По словам юриста адвокатского бюро А2 Ксении Риф, сама по себе ситуация с подачей иска достаточно стандартна: например, в прошлом году «Газпром» также вел с турецкими частными газовыми компаниями сложные переговоры.
«Подача иска в коммерческий арбитраж может рассматриваться как аргумент в пользу ускорения этого процесса, который может привести к тому, что скидка и стоимость поставляемого топлива будут установлены только во втором полугодии, что, конечно, невыгодно в первую очередь «Газпрому», – предупреждает Риф.
Управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин также отмечает, что обмен судебными исками «Газпрома» с контрагентами (как независимыми, так и представляющими интересы государств — получателей топлива) является стандартной практикой, укладывающейся в рамки процедуры торга между экспортером и импортером. По словам Базыкина, вероятнее всего, стороны придут к соглашению до решения суда.
Учитывая, что независимые компании Турции закупают 9–10 млрд куб. м российского газа в год, цена вопроса может составлять порядка $165–195 млн.
Сама по себе сумма для «Газпрома» не критична, но здесь уже возникает проблема с турецкой госкомпанией Botas, которая также хочет получить скидку в 10%. А объемы, закупаемые Botas, значительно выше – 15–16 млрд кубов в год (максимально контрактом предусмотрены поставки до 20 млрд кубометров).
С Botas вообще ситуация сложная. Стороны пытаются договориться о скидке уже на протяжении многих месяцев. Причем скидка для турецкой госкомпании увязана с газопроводным проектом «Турецкий поток», межправительственное соглашение по которому было подписано в октябре прошлого года. Глава российского Минэнерго Александр Новак тогда заявил, что конкретный размер скидки не определен, это поручено сделать «Газпрому» и Botas, однако до сих пор никаких конкретных решений не принято.
«Нельзя исключать, что иски «Газпрома» притормозят реализацию «Турецкого потока», — предупреждает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Ранее такое случалось неоднократно, вплоть до заморозки проекта. Однако теперь межправсоглашение уже подписано, и, как указывает Агибалов, слишком долго тянуть с его исполнением будет невозможно. «Тем более что Турция сама заинтересована в новом газопроводе, он даст новый инвестиционный импульс», — отмечает эксперт.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, уверен, что судебное разбирательство с частниками на реализацию «Турецкого потока» не повлияет.
«Давление частных компаний Турции на правительство действительно существует, но оно недостаточно, чтобы затормозить проект, по которому уже подписано межправсоглашение, — поясняет эксперт. — Одна ветка ТП точно будет построена».
В настоящее время обсуждается возможность строительства двух веток «Турецкого потока» мощностью в 15,75 млрд кубометров каждая. Первая предназначается для потребителей самой Турции, по второй российский газ через турецкую территорию должен поставляться в Европу. И вот как раз ее строительство под вопросом — как ранее заявляла Россия, сначала ей нужно получить гарантии того, что эти объемы будут в Европе востребованы.