Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы», разработанной Минтрудом. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства.
Приоритетным направлением государственной политики России в нем называется «создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества».
Предполагается, что стратегия будет реализована в два этапа. С 2017 по 2018 год разработают механизмы реализации стратегии, а также информационно-аналитическое, правовое и кадровое обеспечение государственной политики в интересах женщин. На втором этапе (2019–2022 годы) планируется реализация мер по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Реализация стратегии будет финансироваться в рамках действующих государственных программ.
Подробно о содержании стратегии в интересах женщин «Газета.Ru» писала в феврале.
Этот документ, впрочем, скорее фиксирует существующие проблемы, чем предлагает конкретные решения. Там в том числе есть констатация факта о недостаточной поддержке занятости и предпринимательской деятельности женщин.
Среди задач, которые необходимо решить, в документе перечислена разработка специальных образовательных программ для интеграции женщин в естественные и точные науки, расширение возможности их занятости в сфере малого и среднего бизнеса, грантовая поддержка женщин-инноваторов, совершенствование социальной помощи и услуг по уходу за детьми. Но как именно эти задачи будут решены, пока не написано.
Одним из результатов стратегии зафиксировано увеличение числа женщин в бизнесе — правда, без какой-либо конкретизации целевого показателя.
Дефицит времени и знаний
Деловая активность женщин в России все еще значительно уступает мужской, но имеет большой потенциал, считают общественные деятели. Если в 1990 году женщины составляли порядка 15% от общего числа предпринимателей, то сейчас их доля — 34%, а более половины женщин, работающих по найму, хотели бы начать свой бизнес. Для этого необходимы меры поддержки, направленные напрямую на женщину-предпринимателя.
В целом в России постепенно меняется отношение общества к женскому предпринимательству: представительницы прекрасного пола стремятся открыть свой бизнес не только с целью заработка, но и для того, чтобы повысить свой статус. В то же время женщины в бизнесе сталкиваются с большим числом препятствий, чем мужчины, и нуждаются в прямой поддержке, такой как квоты в госзаказе и специальные образовательные программы.
Самое большое препятствие для начала собственного бизнеса в России не имеет гендерного признака и мешает одинаково как мужчинам, так и женщинам, речь идет о нехватке финансов для старта.
В то же время женщины сталкиваются и с другими помехами, которые перед мужчинам не стоят. Например, психологический барьер, поскольку по своей природе женщины больше склонны к сомнениям и неуверенности в себе. Еще одно препятствие — объективная нехватка времени у тех, кто хочет реализоваться в семье, а особенно у мам маленьких детей.
Даже административные барьеры и нестабильная экономическая ситуация мешают не так сильно, как эти факторы, свидетельствуют результаты опроса, проведенного в феврале 2017 года в рамках Индекса предпринимательской активности женщин «Опоры России».
Один из самых важных факторов для женщин — специальное образование, говорит Надия Черкасова, член правления ПАО ВТБ24 и председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».
«Женщина сначала хочет прийти и получить знания, как управлять людьми, финансами, как составить бизнес-план… Мужчины чаще говорят о том, что нужен капитал. Женщины, прежде чем тратить деньги, хотят получить знания», — шутит она, но в этом высказывании только доля шутки, объективные различия в восприятии мира все-таки есть.
По словам Черкасовой, для привлечения женщин, к примеру, в сферу IT нужно как специальное образование, так и специальные меры поддержки.
«Здесь не стоит вопрос оборотного капитала, здесь в основном возникает вопрос венчурного финансирования. У нас в стране много фондов, которые пока не выделяют у себя гендерные направления, но, может, это хорошая идея — такие направления выделять», — отмечает она.
Согласно глобальному исследованию Mastercard, основные барьеры для женщин при создании своего дела — недостаток финансирования или отсутствие венчурного капитала, законодательные ограничения или неэффективность государственных институтов, а также страх неудачи, социокультурные ограничения, недостаток образования и неуверенность в собственных силах.
По их Index of Women Entrepreneurs, Россия занимает 4-е место среди стран с наибольшей долей женщин среди предпринимателей (32,6% соответственно). В топ-3 вошли такие страны, как Уганда, Ботсвана и Новая Зеландия, тогда как замыкают десятку США.
Чтобы поддержать женщин-предпринимателей, «необходимо обеспечить доступ к финансовым сервисам, отсутствие барьеров для ведения своего дела, поддержку малых и средних предприятий, а также качественное регулирование», отмечается в исследовании.
Женщин надо мотивировать прицельно
Поддержка узких категорий предпринимательства работает лучше, отметил Александр Бречалов, первый вице-президент общественной организации и секретарь Общественной палаты. За основу можно взять опыт США, там в структуре госзаказа квота малого бизнеса расписана подробно, в том числе есть отдельная поддержка для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации и других социально незащищенных категорий населения.
«Для них это мотивация. Это срабатывает: именно для нас выделили квоту. Я считаю, что это разумно и необходимо сделать (в России)», — заявил он. В то же время в России множество программ поддержки предпринимательства, которые не работают так, как предполагается: прежний уровень финансирования в целом уже сократили из-за этого почти вдвое, и при этом в регионах все равно образуется остаток, замечает общественный деятель.
«Мы считаем, что для стратегического развития женского предпринимательства нужно создать экосистему с четырьмя ключевыми направлениями: доступ к информации, доступ к образованию, доступ к финансам и наличие специальных финансовых программ — главный блок, доступ к рынкам сбыта, как внутренним, так и внешним», — вторит Надия Черкасова.
Даже проблема кредитного финансирования для женщин усугубляется существующей дискриминацией, отмечает вице-президент «Деловой России», руководитель комитета по женскому предпринимательству Татьяна Минеева.
«В регионах женщины сталкиваются с тем, что банки выдают им кредиты менее охотно, чем мужчинам, такая дискриминация существует,
поэтому первая мера, которую я бы предложила, — субсидирование кредитования, льготная система для женского бизнеса», — говорит она.
Для поддержки женщин-матерей, которые сидят дома, не имея возможности нанять няню или отдать ребенка в детский сад, можно было бы открыть специальные информационные центры, предлагает она. Это в том числе помогло бы действующим женщинам-предпринимателям выйти из серого поля. «Общаясь с мамами, которые пытаются заработать, я знаю, что они часто занимаются бизнесом, к сожалению, нелегально», — говорит Минеева, приводя в пример тех, кто зарабатывает на парикмахерских услугах на дому.
Если бы эти женщины могли получить информацию о регистрации, налогообложении и господдержке, они могли бы зарабатывать легально, уверена эксперт. «Также после такого курса нужна менторская поддержка, дальнейшее сопровождение. Эту роль могли бы взять на себя общественные организации, чтобы легализовать действующих предпринимателей», — резюмирует она.
Государство разворачивается к женщинам, но медленно
Некоторые представители бизнес-сообщества придерживаются более сдержанной точки зрения. «Я считаю, что женщины и мужчины работают в абсолютно равных условиях, если не брать госсектор и госмонополии. Считаю, что нужно создавать условия для всех предпринимателей нашей страны, и женщины-предприниматели смогут выбирать для себя ниши, которые им близки и дороги», — заметила в беседе с «Газетой.Ru» руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.
В то же время, отмечает она, гендерные рамки постепенно стираются между сферами сами собой: женщины-бизнесмены добиваются успеха и в охранном бизнесе, и в строительстве, в высокотехнологичных сферах, в банковском бизнесе.
«Почему все же мужчин больше в предпринимательстве? Риски мешают. Природная предрасположенность женщин — не быть склонными к риску, помогать мужчине. Если в целом риски будут снижаться, женщины будут более охотно браться за собственное дело», — считает Алехнович.
Правительство скорее склоняется к тому, что дополнительные меры поддержки женщинам нужны. Минэкономразвития разрабатывает в рамках поддержки бизнеса меры, подходящие для женщин-предпринимателей.
Одно из таких направлений включает законопроект о социальном предпринимательстве, который уже разработан и скоро будет внесен в правительство, сообщила «Газете.Ru» помощник министра Елена Лашкина.