В последние годы госдолг Тверской области достиг значительных размеров и приближался к предельно допустимым. Региональный бюджет испытывал серьезную долговую нагрузку. В этих условиях говорить об инвестициях в инфраструктурные проекты было бессмысленно. Дефицит бюджета покрывался новыми заимствованиями, которые лишь закрывали очередные дыры в социальных обязательствах региона.
Ситуация с финансами начала меняться 2 марта 2016 года с назначением нового губернатора, Игоря Рудени, поставившего финансовому блоку задачу пересмотреть подходы, активнее пользоваться механизмом замещения долговых обязательств бюджетными кредитами.
В контакте с Минпромторгом Тверская область создала региональный Фонд развития промышленности и сейчас запускает механизм совместных регионально-федеральных займов.
«Взаимодействие региона и федерального ведомства позволит определить направления, в которых министерство сможет помочь тверским производителям, – отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. – Нужно активно привлекать инвесторов. Всегда можете рассчитывать на поддержку нашего ведомства в части субсидирования, предоставления льготных займов».
Политика нового губернатора по привлечению компаний в регион позволила заключить партнерские соглашения с такими компаниями как Ростех, Роснефть, Автодор, Росагролизинг, Россельхозбанк, Корпорация МСП.
«В регионе идет процесс привлечения средств на развитие тверских предприятий. Планируются амбициозные проекты в сфере экономики, – говорит член Совета Общественной палаты Тверской области Алексей Моторкин. – Положено начало решению проблемных вопросов в социальной сфере. В качестве примера можно привести строительство поликлиники и новой школы в Твери, остановку так называемой оптимизации социальных учреждений на селе. Готовится серьезная программа по развитию туризма в Тверской области. Это огромные подвижки, которые могут дать старт масштабным изменениям для региона».
Так, бюджет Дорожного фонда региона в 2016 году увеличился с 3,1 млрд руб. до 4,5 млрд руб., а в 2017 году финансирование дорожных работ составит уже 7,6 млрд руб. Дороги – одна из главных проблем для экономики Тверской области – самого большого по площади региона ЦФО. Из 15 тысяч километров лишь четверть соответствует нормативам.
Регион готовится воплотить два крупных инфраструктурных проекта, которые обещают сильно изменить деловой облик Тверской области. Первый – «Тверь Сити». Он предусматривает реконструкцию железнодорожного и автовокзалов, строительство четырех многоэтажных корпусов бизнес-центра для размещения бэк-офисов крупнейших компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, а также гостиницы. В результате реализации проекта планируется создать 5 тысяч рабочих мест, общий объем инвестиций оценивается в 7,5 млрд рублей. Второй проект – «Тверь Экспо». Это выставочный центр, площадка для проведения крупных деловых мероприятий, в том числе, международных. Центр позволит создать 3 тысячи рабочих мест и привлечь инвестиции в размере 8 млрд рублей. Оба проекта были представлены президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву.
«Понадобится еще примерно год, чтобы завершить создание новой экономической системы региона, – считает Давид Мамагулашвили, директор Института экономики и управления, зав. кафедрой экономики и управления Тверского госуниверситета. – Более четко будут определены связи между отраслями, и будет понятно, какая отрасль является приоритетной. Она, как локомоти, вытянет остальные».