«Варианты использования алюминия в городской среде практически безграничны»

Интервью с директором по сбыту в России и странах СНГ «Русала» Романом Андрюшиным

Ирина Быстрицкая
Shutterstock
Современные города невозможно представить без алюминия. Из него возводятся пешеходные мосты и здания, стадионы и даже скульптуры, хотя в России алюминий только начинает завоевывать популярность в разных сферах применения. Директор по сбыту на рынках России и стран СНГ «Русала» Роман Андрюшин рассказал «Газете.Ru» о перспективных и неожиданных сферах применения этого материала, изменениях ГОСТов и конкуренции со сталью.

— Как и где используется алюминий в современной городской инфраструктуре?

— Прежде всего — в строительстве жилых домов: в облицовке и создании цветовых решений. Часто алюминий используется и в отделке интерьеров: это всевозможные ограждающие конструкции, перила, дизайнерские панели. Разумеется, его применяют на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, станциях метрополитена. В отличие от различных полимерных материалов, которые часто используются в отделке, алюминиевый лист не горюч, и поэтому лучше подходит для строительства объектов, где пожаробезопасности уделяется повышенное внимание.

Алюминий обладает высокой теплопроводностью, благодаря чему широко применяется в уличном освещении для изготовления корпусов светильников, в том числе светодиодных. Во многих странах мира из алюминия делаются всевозможные дорожные указатели, мачты, перетяжки. В России все это пока изготавливается из оцинкованной стали. Считается, что она дешевле.

— Почему считается, если сталь действительно дешевле по сравнению с алюминием?

— Первичная стоимость стали действительно ниже, но ее эксплуатационные издержки обходятся значительно дороже. Каждые три года со стальных конструкций нужно счищать старую краску, чтобы нанести новое антикоррозионное покрытие. Это требует расходов и загрязняет окружающую среду.

Помимо этого, алюминий может быть переработан на 100%. Для переработки вышедших из строя конструкций из алюминия потребуется лишь 5% затрат энергии, в то время как для черной стали – около 40–50%.

Чтобы вовлечь в производство нового продукта лом черных металлов, требуется гораздо больше энергетических и ресурсных затрат.

— В каких регионах алюминий используется в строительстве активнее всего?

Очень многие объекты с применением алюминия строились в Казани, в том числе к Универсиаде. В Москве есть высотные строения с применением алюминия.

Крыша стадиона «Зенит Арена», который сейчас сооружается в Санкт-Петербурге к Чемпионату мира по футболу 2018 года, будет выполнена с использованием алюминиевых конструкций. Алюминиевые конструкции вы встретите в Сочи – в здании аэропорта, спортивных объектах. Если резюмировать, то в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Татарстане, в Краснодарском крае и Екатеринбурге.

—Замедление российской экономики в последние годы как-то сказалось на использовании алюминия в градостроительной сфере?

— Сильного влияния не было, так как потребление алюминия привязано к темпам жилищного строительства, которые за счет господдержки ипотечного кредитования в последние три-четыре года существенно не изменились. Чуть «просело» строительство коммерческой недвижимости, в частности торговых центров. Оно во многом зависит от покупательской способности населения.

— В каких сферах российского городского строительства алюминий может пригодиться в скором будущем?

— В настоящий момент мы совместно с Алюминиевой ассоциацией работаем над проектом «Мостовые пролетные конструкции из алюминиевых сплавов». В этом направлении алюминий на территории России еще не применяется. Основная причина – отсутствие нормативной базы, которая бы регламентировала применение алюминиевых сплавов при строительстве мостов. Есть документ, где упоминаются стальные, каменные и деревянные мосты, железобетонные конструкции. Но не алюминий. Раз нет нормативной базы, ни один проектировщик не будет закладывать в проект материал, экспертизу которого он не сможет провести, либо же «утонет» в доказательной базе на этой экспертизе.

Из-за этого алюминиевые мосты для российского рынка, несмотря на широкое применение в той же Европе, до сих пор выглядят как «революционный» продукт. У нас на сегодняшний день существует только один алюминиевый мост — Коломенский в Санкт-Петербурге, возведенный в 1968-1969 годах.

При этом алюминий для возведения конструкций на открытом воздухе более эффективен в отличии от стали. Он при температуре -35-40°С увеличивает прочность, при этом не становится хрупким. Присущее стали явление хладноломкости у алюминия просто-напросто отсутствует. Именно это является преимуществом использования алюминиевых сплавов при строительстве в регионах с суровым климатом. В течение этого года ожидается ввод в эксплуатацию первого в современной России алюминиевого пешеходного моста в Нижнем Новгороде.

Еще одно плюс в сравнении со сталью — это процесс установки. Дело в том, что их установка занимает буквально несколько часов и не требует перекрытия дорожного движения. Этим, в том числе, и объясняется спрос на алюминий у мостостроителей Германии, Швейцарии, других развитых стран.

— Вы упомянули об отсутствии нормативной базы. По какой причине ее до сих пор нет?

— В СССР алюминий не был «закрытым» металлом, но в силу своих особенностей чаще всего использовался в оборонной и космической отраслях, самолетостроении, но крайне редко – в товарах повседневного спроса. Что в результате и привело к тому, что алюминий зачастую не упоминался в ГОСТах.

В дальнейшем эта проблема усугублялась тем, что пересмотр ГОСТов затягивался, и действующие нормативы продолжали устаревать, поскольку не учитывали происходящие изменения и разработки новых материалов и сплавов.

Для зарубежных рынков был характерен более прагматичный подход, который способствовал тому, что новые разрабатываемые материалы, в том числе алюминиевые сплавы, быстро находили свое применение в массовом производстве. Так, например, алюминий получил широкое распространение в автопроме. В Европе затраты, связанные с расходом топлива начали считать намного раньше, чем у нас, а применение алюминиевых сплавов позволяет снизить вес автомобиля, уменьшить расход бензина и выброс углекислого газа. Сегодня и в нашей стране стали понимать актуальность этих задач.

— Получается, что именно устаревшие нормативы, ГОСТы и СНИПы тормозят увеличение использования алюминия в ряде отраслей?

— Мы сделали выборку по 42 нормативным документам, в которых алюминий вообще не упоминается как материал для изготовления тех или иных конструкций.

Например, отбойники на автомобильных трассах по ГОСТу изготавливаются из оцинковки. Запрет делать их из алюминия не прописан, но ведь нет и разрешения.

Чтобы минимизировать сопротивление при согласовании проектов, проектировщики идут по легкому пути — используют те материалы, которые занесены в ГОСТ.

Поэтому сейчас стоит задача, которую активно решает Алюминиевая ассоциация — изменить нормативную базу, созданную в 1980-х, 1990-х годах, когда алюминий широко не применялся.

— Что для этого уже сейчас предпринимается?

— В любом направлении — строительство, кабельная промышленность, автопром и товары народного потребления — есть перечень как минимум из пяти-шести нормативных документов, которые требуют редакции. Надо инициировать переиздание каждого документа, пройти заявочную кампанию, конкурсный отбор, провести работу с создателями конкретного ГОСТа, сформулировать пожелания. Не все принимается. Часть предложений отправляется на доработку или на доказательное рассмотрение. Где-то нормативная база разрабатывается вновь, где-то — расширяется с внесением новых категорий материалов.

Например, доработка свода правил на проектирование мостовых пролетных строений уже запущена. На всю процедуру по регламенту необходимо 2,5 года. В 2017 году мы сможем получить список — не менее, чем из 10 пунктов, — в который внесен алюминий в соответствии с новыми нормативами.

Также, например, можно говорить о перспективах применения алюминия в облицовочных панелях с утеплителем из минеральной ваты или полиуретана. По ГОСТу 30-летней давности такая панель может быть облицована оцинкованной сталью, об алюминии не упоминается. При этом в Европе панели с использованием алюминиевой оболочки используется уже 15 лет.

— Есть ли сферы применения алюминия, в которых ранее возможности для сбыта не предполагались?

— Алюминий – настолько многообразный по своим возможностям металл, что мы уже готовы ожидать абсолютно любых вариантов его использования. У одних алюминиевых сплавов достаточно твердости для того, чтобы их можно было использовать в несущих конструкциях автомобильных и железнодорожных мостов. В то же время из других сплавов можно получить тонкий и гибкий материал для пищевой упаковки.

Как оказалось, алюминий может быть даже прозрачным в виде кристаллов лейкосапфира, используемых в электронике.

Не то, что мы перестали бы удивляться многообразию возможностей алюминия, но сейчас все скорее находятся в постоянном ожидании новых областей его использования. Над этим активно работает техническая дирекция компании — мы прорабатываем практически любое пожелание заказчика по характеристикам материалов с использованием алюминия.

Приведу пример абсолютно новой сферы применения алюминия с высоким потенциалом – внутренняя отделка общественного городского транспорта. Осенью 2016 года компания «Трансмашхолдинг» выиграла конкурс на поставку в 2017-2019 годах 300 трамваев для транспортной системы Москвы, в которых интерьер будет выполнен из «крылатого» металла.