Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй опасается, что власти Шотландии в лице первого министра Николы Стерджен объявят о проведении нового референдума, касающегося получения Шотландией независимости. Несмотря на то что после предыдущего референдума, прошедшего в сентябре 2014 года, было объявлено о проведении следующего «через поколение» (то есть приблизительно через 10 лет), сейчас ситуация изменилась. В июне 2016 года Соединенное Королевство решило выйти из Евросоюза, однако большинство шотландцев (62%) проголосовали за то, чтобы остаться в единой Европе, и результаты общенационального референдума их разочаровали.
На фоне новостей о возможном референдуме курс фунта стерлингов к доллару на Гонконгской бирже в понедельник упал на 0,4%, до $1,2413. К евро фунт за утро упал на 0,5%, до отметки 1,1738. Аналитики пока демонстрируют хладнокровие.
«Вспомните, как сильно фунт упал перед предыдущим референдумом, в начале сентября 2014-го, — и все же восстановился. 23 июня, в день проведения референдума, курс фунта стерлингов к евро составлял 1,3072 и с тех пор не поднимался выше 1,9999, в случае с долларом курс 23 июня составлял 1,4877, после этой даты — не выше 1,3440».
Старший трейдер OANDA Стивен Иннесс предупреждает, что необходимо обратить внимание именно на переговоры Великобритании с ЕС, так как это окажет более существенное влияние на мировую экономику. Кроме того, на укрепление доллара сейчас влияет ожидание речи президента США Дональда Трампа на объединенной сессии конгресса 28 февраля.
Руководство Шотландской национальной партии (ШНП), к которой принадлежит и Никола Стерджен, считает, что теперь шотландцы «заслуживают второго шанса решить, хотят ли они остаться с Великобританией».
В 2014 году сторонники независимости и желающие сохранения союза с Великобританией получили 45% и 55% соответственно.
Тереза Мэй призывала шотландцев донести до ШНП послание о том, что второй референдум не требуется, во время местных выборов в мае. Однако велик шанс, что требование парламента Шотландии о проведении повторного референдума появится задолго до этих выборов — тогда, когда правительство Великобритании объявит Брюсселю об официальной активации 50-й статьи Лиссабонского договора (предположительно, это произойдет уже в марте нынешнего года).
Наиболее вероятной датой заявления называют 17 марта, когда пройдет весенняя конференция ШНП.
Премьер-министр Соединенного Королевства имеет право отклонить подобный запрос, однако это может привести к конституциональному кризису, отмечает The Times. Опросы общественного мнения показывают, что шотландцы сейчас скорее согласны с Терезой Мэй, и активация статьи 50 станет последним поводом для созыва референдума на долгое время — как минимум до окончания переговоров между ЕС и Великобританией.
Впрочем, члены британского парламента полагают, что рисковать будущим страны, разрешая проведение референдума, тоже не стоит. «Вы готовы решить судьбу Соединенного Королевства подбрасыванием монетки?» — заявил один из парламентариев, пожелавший остаться неназванным.
Юнионисты, поддерживающие сохранение общности с Великобританией, подчеркивают, что Никола Стерджен таким образом хочет повысить собственные рейтинги и отвлечь внимание жителей от экономических проблем, которые показывают, что ШНП не лучшим образом справляется с управлением.
Не стоит забывать и о том, что независимая Шотландия, скорее всего, столкнется с более серьезными проблемами, в частности с необходимостью оплаты закрытия нефтяных месторождений в Северном море, на что потребуется около £24 млрд. Однако в преддверии переговоров с ЕС Тереза Мэй наверняка захочет сохранить «единый фронт» — и будет готова пойти на ряд уступок для Шотландии. В частности, возможно обсуждение сохранения единого рынка товаров и услуг между Шотландией и Евросоюзом, на чем настаивает ШНП.
Помимо Шотландии политические проблемы возникли и в Северной Ирландии: после скандальной отставки заместителя первого министра Мартина Макгиннесса правящая коалиция распалась, на 2 марта назначены внеочередные выборы в Национальную ассамблею.
Если выборы будут неудачными и новая коалиция не будет сформирована, Северная Ирландия перейдет под прямое управление Лондона до 2021 года, отмечает The Independent.
Давление в этом регионе будет только увеличиваться, учитывая то, что сухопутная граница между Великобританией и ЕС пройдет как раз между двумя Ирландиями. Обе стороны не хотят возникновения пограничного контроля и разделения региона, однако пока неясно, как при сохранении текущего положения будет контролироваться ввоз и вывоз товаров.