Россия побелеет от реформы

Реформа переложит налоговую нагрузку с бизнеса на население

Петр Орехин
Shutterstock
Новая конфигурация налоговой системы России должна быть готова к концу этого года, но уже сейчас понятно, в каком направлении будет происходить трансформация. Налоговая нагрузка будет перераспределена с бизнеса на население за счет роста косвенных налогов и снижения страховых взносов. Главной проблемой остается поиск средств для Пенсионного и других внебюджетных фондов. Вероятно, тут тоже придется раскошелиться гражданам — на них могут переложить часть выплат, а вскоре начнется и повышение пенсионного возраста.

Правительство России в декабре прошлого года поручило Минфину и Минэкономразвития совместно с бизнес-организациями до 9 ноября 2017 года представить предложения по ключевым параметрам налоговой системы страны. О необходимости разработать новую налоговую систему заявил Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию.

«Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки к законодательству, Налоговому кодексу, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», — сказал президент.

Несмотря на то что времени на разработку реформы еще много, уже сегодня ключевые ведомства обозначили основные направления трансформации налоговой системы. В частности, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что «мы хотим сделать реструктуризацию прямых налогов на косвенные».

«Вопрос тоже сейчас обсуждается, поскольку увеличение косвенных налогов может повлиять на потребительские цены и так далее, что тоже есть негатив. С другой стороны, все-таки наша задача — обеспечить экономический рост. И снижение прямых налогов, я думаю, это один из элементов такого маневра в налогах», — заявил глава российского Минфина.

В интервью «Газете.Ru» Антон Силуанов отмечал, что Минфин не предполагает каких-либо радикальных изменений существующей налоговой системы и не собирается увеличивать налоговую нагрузку.

Но при этом он говорил, что «нужно поддержать наших предпринимателей, создать для них нормальную бизнес-среду, не хуже, чем в других странах». Поэтому будет проводиться переструктурирование налогов без увеличения налоговой нагрузки.

Конкретные параметры этого переструктурирования пока отсутствуют, но разнообразные «осведомленные источники» уже достаточно давно говорят о том, что налоговая реформа будет состоять из повышения НДС с нынешних 18% и снижения социальных страховых взносов с 30%.

В прошлом году в СМИ сообщалось о конфигурации 25-20 (25% НДС, 20% соцвзносы). Позднее в прессу просочился другой вариант соотношения — 21% НДС и 21% социальных взносов.

Неизвестно, есть ли расчеты о том, к чему приведет подобный маневр. Оба ведомства — Минфин и Минэкономразвития — тему по существу не комментируют.

Первый маневр (25-20) пытался просчитать HSBC. По их оценке, бюджет потеряет порядка 300 млрд руб., а повышение НДС приведет к ускорению инфляции, поскольку этот налог закладывается в потребительские цены. Поэтому необходимо подчеркнуть, что любое увеличение НДС — это налог на потребителя.

Но главная проблема — возникающая из-за снижения соцвзносов гигантская дыра в бюджетах Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. На 2017 год расходы трех фондов утверждены в размере 8,584 трлн руб., 1,735 трлн руб., 683 млрд руб. соответственно.

При этом каждый из трех фондов уже сейчас получает деньги из федерального бюджета. Больше всех перечисляется Пенсионному фонду — 3,783 трлн руб. Часть этих денег идет на выплату различных социальных пособий и материнского капитала, часть — на покрытие дефицита на выплату пенсий. ФОМС и ФСС получают из федерального бюджета значительно меньше — 27,385 млрд и 42,974 млрд руб.

В 2015 году (полных данных за прошлый год еще нет) страховых взносов в ПФР было собрано 3,864 трлн руб., или всего 62% от расходов на пенсионное обеспечение. Любое снижение страхового тарифа (сейчас он составляет 22%) — это невосполнимые потери.

Антон Силуанов и его бывший заместитель, а ныне глава Минэкономразвития Максим Орешкин упирают на «обеление» экономики и сокращение теневого сектора в результате подобных налоговых реформ.

«И первая задача — собрать доходы там, где еще есть уклонение от выполнения всех налоговых законов, то есть в теневом секторе. Выход может быть найден в сочетании экономических стимулов. Например, в снижении ставок налогов на труд с компенсацией выпадающих доходов за счет косвенных налогов», — говорил Силуанов в интервью «Газете.Ru».

Но как просчитать масштабы и эффект от этого «обеления»? Особенно с учетом того, что и размеры теневой занятости, и объем зарплат «в конвертах» можно оценить лишь весьма приблизительно.

Вполне вероятно, что затыкать дыру в балансах внебюджетных фондов будут за счет все тех же граждан, перераспределив страховые платежи с работодателя на работников.

Минфин выступает против повышения подоходного налога с 13%, но вместе с Банком России разрабатывает новую конфигурацию пенсионной реформы. Она подразумевает добровольное отчисление до 6% от заработка на накопительную пенсию. Пока предполагается, что все работники будут подключены к этой системе автоматически, и чтобы выйти из нее, надо будет написать заявление в Пенсионный фонд. То есть при определенных условиях 6% можно де-факто засчитать как компенсацию потерь от снижения ставки взноса в ПФР.

Согласно риторике последних месяцев, правительство уже морально готово к повышению пенсионного возраста. Этот шаг обсуждается на всех экспертных площадках, разные источники говорят, что принципиальное решение уже принято. Наиболее вероятно, что повышение начнется с 2019 или 2020 года и будет проходить по полгода в год, до возраста в 60 лет у женщин и 63 года у мужчин.

Минфин отложил реализацию своих пенсионных новаций на более поздний срок, чтобы согласовать ее именно с налоговой реформой, говорил Антон Силуанов.

Если ничего за ближайшие месяцы не изменится, то итоговая налоговая реформа будет выглядеть как перераспределение нагрузки с бизнеса на население. Помимо повышения НДС могут вырасти ставки акцизов на табак, алкоголь и моторное топливо, появиться акцизы на «вредные продукты» (газировку, чипсы и пр.), повыситься ставки имущественных налогов для граждан.

В принципе, это было бы не так проблемно, если бы правительство не проводило политику ограничения роста доходов населения. Кроме того,

потенциальный рост потребительских цен означает, что ЦБ продолжит проводить жесткую денежно-кредитную политику, удерживая ставки в экономике на высоком уровне, что частично нивелирует позитивный эффект от фискальных послаблений.

Остается также загадкой, как это все будет оформлено и преподнесено населению в предвыборный год и что из налоговых новаций Минфина и Минэкономразвития войдет в итоговую программу четвертого президентского срока Владимира Путина.