Украина закидает Россию исками

Эксперты оценили шансы Украины оспорить в ВТО запрет на транзит через РФ

Екатерина Копалкина, Рустем Фаляхов
Toru Hanai/Reuters
Украина потребовала через ВТО отменить запрет на транзит своих товаров через российскую территорию. Запрет препятствует поставкам товаров из Украины в Казахстан и Киргизию. Украинская сторона уже посчитала ущерб — $400 млн. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что шансы выиграть иск у Украины имеются.

Украина подала иск против Российской Федерации в ВТО из-за ограничений на транзит украинских товаров. Сообщение о подаче иска размещено в понедельник на официальном сайте министерства экономического развития и торговли Украины.

Введение запрета на провоз товаров через территорию России в третьи страны (в данном случае имеются в виду Киргизия и Казахстан) украинская сторона называет «торговой агрессией».

«Мы глубоко убеждены, что торговая агрессия России и в том числе неправомерные действия по ограничению транзита (а де-факто — почти полный запрет) из Украины в третьи страны должны получить объективную оценку экспертов ВТО и, безусловно, должны быть отменены», — заявляет заместитель министра – торговый представитель Украины Наталья Микольская.

Ущерб уже подсчитан

По подсчетам министерства, потери экспорта товаров за минувший год в Казахстан (ограничения применяются с января 2016 года) и Киргизию (ограничения применяются с 1 июня 2016 года) составили более чем $400 млн.

«По оценкам экспертов, около 79% экспортных поставок из Украины в Казахстан и 95% в Кыргызстан пострадали от ограничений и частичного запрета со стороны РФ», — говорится в пресс-релизе украинского министерства.

Ранее в январе заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань заявлял, что Украина потеряла $1 млрд из-за ограничений транзита по территории России.

«Потери из-за ограничений транзита по территории России составляют более $1 млрд — это около 2% ВВП. Это прямые потери экспортеров, которые потеряли рынки, а еще это потери перевозчиков», — сказал Довгань.

Украина напоминает, что с целью защиты своих интересов в прошлом году был начат процесс урегулирования спора в рамках ВТО. 14 сентября МЭРТ направило требование о консультациях. Поскольку на этом этапе Россия не отменила ограничения на транзит, украинская сторона направила в ВТО требование создать группу экспертов для рассмотрения спора по существу.

Киев уверяет, что «позиция Украины для рассмотрения этого дела основывается на четких юридических аргументах и подкреплена бесспорными доказательствами, что обеспечивает поддержку этой позиции ключевыми зарубежными партнерами, среди которых в первую очередь ЕС и США».

До встречи в суде

Иск об ограничении транзита стал уже вторым иском Украины в ВТО против России за последнее время. Готовится и следующий иск, «который будет охватывать многочисленные запреты и ограничения на импорт украинских товаров в РФ».

В октябре 2015 года власти Украины впервые подали иск против России в ВТО. Претензии касаются ограничений, которые, как уверяет Киев, Россия необоснованно ввела на поставки украинских вагонов и стрелочных переводов с ряда украинских предприятий.

В сентябре 2016 года Украина направила запрос о консультациях с Россией в ВТО по ограничениям транзита украинских товаров через российскую территорию. Подача запроса на консультации является первым этапом подачи иска, и в случае если в течение 60 дней консультации ни к чему не приведут, то можно инициировать создание панели арбитров.

В свою очередь, Россия в мае 2015 года подала иск в ВТО к Украине — в связи с принятыми антидемпинговыми мерами в отношении нитрата аммония. По данным Минэкономразвития, Украина нарушала обязательства перед ВТО, а именно: при расчете себестоимости продукции не учитывались цены на электроэнергию внутри России, а брались цены из третьих стран, то есть применялись так называемые энергокорректировки.

Кремль немедленно отреагировал на подачу иска Украиной. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил в понедельник, что «существуют предусмотренные международным правом методы и способы защиты интересов России, которые будут применяться в данном случае, ровно как и в других аналогичных».

20 февраля 2017 года состоится заседание органа по разрешению споров ВТО, на котором будет рассматриваться иск Украины, ответили на запрос «Газеты.Ru» в Минэкономразвития РФ.

Ограничения транзита украинских товаров через территорию России появились в связи с приостановкой действия Договора о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Москва, Киев и Брюссель проводили консультации по этой проблеме, но так и не смогли прийти к компромиссу по поводу применения экономических статей договора об ассоциации Украины с ЕС. Россия в итоге запретила транзит украинских товаров, которые подпадают под санкции ЕС и ответное эмбарго России. Тогда же, в 2016 году, в отношении Украины начало действовать торговое эмбарго, аналогичное тому, что было введено против ЕС и США.

Россия является ответчиком еще по нескольким искам со стороны ЕС и Японии, которые касаются утилизационного сбора на автомобили, запрета на экспорт свинины из ЕС и антидемпинговых мер по легким коммерческим автомобилям. Также Россия выступает истцом, пытаясь оспорить решение ЕС по энергокорректировкам и по Третьему энергопакету.

Между тем арбитраж в рамках ВТО — нормальный механизм урегулирования интересов. «Таким механизмом пользуются все страны, рассматриваются десятки исков. Многие страны выступают и истцами и ответчиками, и это нормально работающий, здоровый, оперативный механизм», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

Украина имеет шансы выиграть иск, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

«Шансы выиграть у Украины не такие уж маленькие. Можно предположить, что Украина будет ссылаться на нарушение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 1947 года», — говорит член адвокатской палаты Московской области Виктор Наумов.

Так, например, статья V-2 ГАТТ говорит о том, что устанавливается свобода транзита через территорию каждой договаривающейся стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита, для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон. Не делается никакого различия, основанного на флаге судов, мест происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства, считает эксперт.

Транзитные перевозки не должны подвергаться «каким-либо излишним задержкам или ограничениям», уточняет Сергей Водолагин, партнер юридической фирмы «Вестсайд». «Но при этом положения данной статьи носят достаточно общий характер, поэтому неясно, как они будут применяться к ограничениям, введенным Россией», — говорит Водолагин.

Следует также учитывать контекст этих ограничений: санкции и контрсанкции Запада и России, ограничения российского транзита, имеющие место на Украине. В связи с этим перспективы украинского требования представляются весьма туманными, «так как вряд ли возможно решение политической в своем корне проблемы юридическими средствами».

Если бы целью ВТО была высшая справедливость, то и антироссийские, и ответные санкции по большей части были бы отменены, иронизируют эксперты.

«Но суть в том, что нынешнее положение всех устраивает: Запад сохраняет санкции как разменную карту, мы же сохраняем возможность проводить протекционистскую политику, поддерживающую отечественных производителей», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Эксперты не берутся предсказать, сможет ли Украина в случае положительного решения по иску получить компенсацию по заявленным ею потерям.