Украина ведет переговоры с США о покупке до 1 млн т антрацитового угля, сообщил глава украинского министерства энергетики Игорь Насалик. По его словам, из-за приостановки поставок этого вида угля из Донбасса Украина может столкнуться с веерными отключениями электричества.
«Если будет полностью перекрыта зона АТО, я могу подтвердить, что у нас будет определенный период адаптации, и мы перейдем все-таки к веерным отключениям», — заявил Насалик.
По итогам 2016 года Украина импортировала 15,65 млн т угля. Таким образом, покупка 1 млн т угля составит порядка 6,4% от общего годового объема импорта.
По словам Насалика, итог переговоров между Украиной и США о поставках угля будет известен ориентировочно через неделю.
Веерные отключения электричества на Украине могут начаться уже в марте.
Насалик сообщил, что на украинских складах имеется запас энергетического угля, в том числе антрацитовой группы, которого хватит почти на два месяца — до конца марта. Диверсифицировать угольные поставки Украина может за счет покупки угля у ЮАР, Австралии или Китая.
При этом поставка угля из дальнего зарубежья потребует как раз около двух месяцев — 50–55 дней, сказал Насалик. Поэтому даже в случае замены донбасского угля Украина может столкнуться с веерными отключениями и ограничениями генерации электроэнергии.
Ежегодно энергосистема Украины требует порядка 30 млн т угля. При этом потребление угля энергосистемой Украины колеблется: если в 2014 году оно составило 28,6 млн т, то в 2015-м сократилось на 17,6%, до 22,5 млн т, а в 2016 году снова выросло до 31,34 млн т.
Украина сможет отказаться от угля из зоны АТО в 2019 году, заявлял ранее Насалик.
По оценке Фонда энергетических стратегий, в год Украина потребляет порядка 6–8 млн т антрацитового угля, поэтому только поставками из США вопрос с нехваткой антрацита не решить. Тем более объем максимальной перевалки угля в украинских портах составляет около 400 тыс. т в месяц, что недостаточно для того, чтобы полностью покрыть потребности страны в антраците, напоминает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Быстро и безболезненно решить эту проблему невозможно. Вопрос в деньгах и времени, можно поменять котлы, найти новые шахты по добыче антрацита. Но это потребует серьезных финансовых трат. Так или иначе это будет вложено в тариф для потребителей», — рассуждает Марунич.
По его словам, найти подходящий по техническим характеристикам антрацит для украинских ТЭС и ТЭЦ не так сложно. Главный вопрос — какова будет цена таких поставок, будет ли это выгоднее, чем уголь из зоны АТО.
Объем добычи угля в ДНР в 2016 году составил 12 млн т угля, сообщило министерство угля и энергетики самопровозглашенной республики. Данные об объеме добычи угля в ЛНР не обнародованы. Но по данным местного министерства топлива, энергетики и угольной промышленности, угольные предприятия ЛНР в четвертом квартале 2016 года в 10 раз увеличили темпы добычи угля.
Основным потребителем угля из Донбасса являлась Украина.
Но последние два года ДНР и ЛНР пытались найти новых покупателей на уголь среди стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Так, ЛНР заключила договор на поставку угольной продукции на 2 млн т в дальнее зарубежье, а также ведет переговоры на поставку 3,5 млн т угля в Крым, сообщил на прошлой неделе глава и.о. министра топлива, энергетики и угольной промышленности Павел Мальгин.
В минэнерго ДНР отказались комментировать вопросы «Газеты.Ru» об объеме экспорта угля и его основных странах-покупателях. В минэнерго ЛНР не ответили на запрос «Газеты.Ru».