Британия обсуждает план побега

Правительство Великобритании опубликовало план выхода из ЕС

Иделия Айзятулова
Paul Hackett/Reuters
Британское правительство наконец обнародовало подробный план по выходу страны из Евросоюза, но противники отмечают, что документ «не содержит ничего нового», и критикуют правящую партию за непродуманность действий. Первоочередными задачами названы определение статуса граждан и подписание новых, отдельных соглашений с партнерами ЕС, поскольку Евросоюз в целом как торговый партнер кажется Великобритании не слишком привлекательным.

На сайте правительства Великобритании опубликована так называемая «Белая книга» — официальный документ с планом выхода Соединенного Королевства из состава Европейского союза. Законопроект был принят палатой общин во втором чтении, получив 498 голосов «за», и 114 — «против». 77-страничный документ содержит 12 основных принципов, которыми будут руководствоваться британские власти при выходе страны из ЕС.

Эти принципы премьер-министр Тереза Мэй уже перечисляла в своем обращении в середине января, но в документе они стали более развернутыми. Полный перечень содержит следующие пункты: возвращение контроля над законами страны; укрепление Соединенного Королевства; защита крепких исторических связей с Ирландией и поддержание единого иммиграционного пространства; контроль за миграцией; защита прав граждан Евросоюза в Великобритании и подданных Соединенного Королевства в ЕС; защита прав рабочих; обеспечение свободной торговли с европейскими странами; обеспечение новых торговых соглашений с другими странами; гарантия четкости и ясности намерений; гарантия того, что Великобритания останется лучшим местом для проведения научных исследований и внедрения инноваций; сотрудничество с другими странами для борьбы с организованной преступностью и терроризмом; обеспечение планомерного и организованного выхода Великобритании из ЕС.

Сами переговоры намечены на конец марта, когда будет активизирована 50-я статья Лиссабонского договора. После этого в распоряжении Великобритании будет два года на подписание торговых соглашений со странами – участницами Европейского союза (однако процедура может занять и более долгий срок, если с этим согласятся все участники переговоров).

Дэвид Дэвис, назначенный 2 февраля министром по вопросу выхода Великобритании из ЕС, заявил, что «лучшие дни страны еще впереди», — имея в виду, разумеется, именно будущие соглашения, отмечает BBC.

Не все поддерживают его точку зрения: лейбористы заявили, что документ «ни о чем не говорит» и опубликован «слишком поздно для внимательного изучения».

Они же призывают переписать документ, если итоги переговоров с ЕС будут сочтены парламентом «неудовлетворительными».

Немаловажно, что первоочередным вопросом правительство считает даже не разработку торговых соглашений, а урегулирование проблем, связанных с живущими в ЕС британцами (их сейчас насчитывается около 1 млн человек) и гражданами Евросоюза в Великобритании (около 2,8 млн человек).

Больше всего британцев в ЕС живет в Испании — 300 тыс. человек (также в топ-5 входят Франция, Германия, Нидерланды и Бельгия), а в Великобританию приезжало больше всего граждан Польши — 900 тыс. человек (в топ-5 вошли Румыния, Португалия, Италия и Литва).

Авторы документа отмечают, что в Соединенном Королевстве всегда будут рады высококвалифицированным работникам, однако поток мигрантов в последние 10 лет увеличился настолько, что справляться с ним стало трудно — возросло давление на государственные институты (школы, детские сады, больницы) и инфраструктуру.

Что касается торговли, то первоочередными целями для подписания новых торговых соглашений названы США, Китай, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Южная Корея, Мексика и страны Персидского залива, отмечает CNN. Фокус свободной торговли будет смещен в сторону финансовых услуг — ключевого для британской экономики сектора. В последнее время ряд крупных инвестиционных компаний уже заявили о необходимости переноса бизнеса на территорию Евросоюза, чтобы не лишиться доступа к общему рынку. Авторы документа напоминают, что как раз в сфере финансовых услуг единый рынок не сформирован окончательно и с точки зрения законодательства нахождение на территории Великобритании даже после выхода страны из Евросоюза не будет отличаться от нахождения в любой из стран ЕС.

При этом ждать сохранения текущего статуса в торговле с Евросоюзом не приходится: между Великобританией и общим европейским рынком уже установлены нулевые тарифы, поэтому переговоры будут касаться не объединения двух разных торговых систем, а поиска взаимовыгодного сотрудничества.

Предполагается, что свободная торговля коснется лишь нескольких секторов (каких именно, пока не уточняется). Кроме того, сейчас экспорт из стран ЕС в Великобританию превышает экспорт в обратном направлении: в 2015 году экспорт из ЕС — £291 млрд, а импорт — лишь £230 млрд. И если не учитывать Ирландию, торговый баланс Великобритании с другими членами ЕС близок к нулю или вовсе является негативным: например, объем импорта немецких товаров в Великобританию превысил экспорт британских в Германию на £25 млрд.

В этом аспекте важным является вопрос сельского хозяйства: авторы документа отмечают, что стандарты качества продуктов питания в Великобритании выше, чем в среднем по ЕС, и хотят именно их применения в дальнейшем — «для создания более чистой и здоровой окружающей среды, которая принесет пользу как людям, так и экономике в целом».

Отдельно отмечается, что в последние годы значение ЕС как торгового партнера для Великобритании неуклонно снижается: доля экспорта в Евросоюз в 2000 году составляла 54%, в 2015-м — 44%.

Ежегодный рост экспорта в Европу в последние 10 лет составляет в среднем 2,5%, а глобального экспорта — 4%. Лидером являются США, на которые приходится около 16,5% экспорта, а наиболее быстрый рост наблюдается с Лихтенштейном, Чили, Китаем, Марокко и Уругваем.

Отвечая своим противникам, консерваторы обращают внимание на то, что возврат контроля над принятием решений даст больше власти не только Лондону, но и Шотландии, Ирландии и Уэльсу. В основном это касается распределения средств налогоплательщиков: раньше это зависело от европейских властей, и немало средств уходило в общеевропейский бюджет, в то время как сама Великобритания получала от этого не так много. «Возможно, появятся общеевропейские программы, в которых мы захотим поучаствовать, — и тогда мы внесем свой вклад. Но решение об этом мы будем принимать внутри Соединенного Королевства», — отмечают авторы доклада.

Кроме того, власти обещают сохранить границу между Северной Ирландией и Республикой Ирландией «максимально незаметной и прозрачной». Отмечаются и прочные экономические связи между странами, в том числе взаимные инвестиции, потоки товаров, услуг и работников. Объем ежегодной торговли между Великобританией и Ирландией оценивается в £43 млрд, а около 60% экспорта товаров из Северной Ирландии приходятся на Республику Ирландия. Трансграничное передвижение — важная часть экономической интеграции: около 14 тыс. человек регулярно пересекают границу с целями работы или учебы.

На следующей неделе члены парламента обсудят документ более подробно — после того, как его рассмотрят в комитетах палаты общин и внесут различные поправки, о необходимости которых заявили лейбористы — сейчас их уже насчитывается несколько сотен. Авторы проекта уже признали ряд ошибок, большая часть из которых, судя по всему, объясняется спешкой: британские СМИ заметили, что документ редактировался вплоть до начала заседания.