Владимир Путин встречается 2 февраля в Будапеште с премьером Виктором Орбаном. Визит в Венгрию — рабочий. На один день, и всего-то в повестке два основных вопроса. Но резонанс по итогам может оказаться громким. На всю Европу.
Самый проблемный вопрос в повестке встречи двух лидеров — достройка действующей атомной электростанции «Пакш» на Дунае. Причем официальная Москва настаивает, что между Венгрией и Россией нет принципиальных разногласий по проекту. Более того, оба лидера единодушны в оценке санкций Запада против России. Нынешний визит, по словам администрации президента, также «отражает личные хорошие доверительные отношения между Путиным и Орбаном». Так что проблема с «Пакш» не в этой плоскости.
Сплошные придирки
«Еврокомиссия с помощью придирок мешает его реализации!» — сообщил в среду помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков. На вопрос «Газеты.Ru», в чем суть придирок, Ушаков ответил в том духе, что это именно придирки, поскольку сам проект давно согласован на государственном уровне двух стран.
Затем Ушаков все-таки уточнил, что остается нерешенным механизм финансирования строительства новых энергоблоков АЭС. Венгерской стороне необходимо получить добро от Еврокомиссии на ту или иную схему финансирования проекта.
Ранее Der Spiegel со ссылкой на свои источники сообщал, что Евросоюз разрабатывает новую стратегию развития ядерной энергетики. В проекте стратегии якобы говорится о том, что страны – члены ЕС «должны теснее сотрудничать в вопросах исследований, разработки, финансирования и строительства новых инновационных ядерных реакторов». Кроме того, предлагается улучшить условия для инвестиций в мирный атом. Сейчас в ЕС действует 131 АЭС и проектируются новые станции.
Как поясняет издание, Еврокомиссия может иметь два мотива для выработки новой стратегии: снизить зависимость Европы от российских энергоносителей и сократить выброс углекислого газа. Совместный венгерско-российский проект по расширению АЭС «Пакш», судя по всему, не вписывается в эту стратегию.
«Пакш» — единственная действующая атомная электростанция в Венгрии, построенная при участии России. Она производит свыше 40% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. Этот проект — крупнейший в государстве с момента вступления Венгрии в Евросоюз в 2004 году. Решение о сооружении двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш» парламент Венгрии принял еще в 2009 году. Тендер на определение подрядчика был намечен на 2011 год. В нем кроме «Росатома» планировали участвовать французская Areva и американский Westinghouse. Однако тендер был перенесен на декабрь 2014 года, но так и не состоялся.
В итоге выбор был сделан все-таки в пользу российского подрядчика строительства, а также эксклюзивных поставок топлива для АЭС из России. В декабре 2014 года между странами был подписан контракт на достройку АЭС, по которому предполагалось возведение двух новых блоков с российскими реакторами ВВЭР-1200. В феврале 2015 года, когда подписанный Россией и Венгрией документ уже вступил в силу и были намечены сроки начала строительства, Европейская комиссия объявила о проверке атомного контракта. В конце концов он был заблокирован.
Санкции и мирный атом не совместимы
Европейское сообщество по атомной энергии выступило против эксклюзивных поставок российского топлива венгерской стороне. В ЕС сочли, что это делает Венгрию зависимой от России и может привести к отказу Будапешта поддержать антироссийские санкции.
Но Венгрии удалось убедить ЕК, что российский контракт ей выгоден, а зависимость от России можно снизить, сократив срок монопольных поставок российского топлива вдвое, с 20 до 10 лет.
Еще два года назад в «Росатоме» были уверены, что после подписания межправительственного соглашения ничто не может помешать строительству энергоблоков. Например, протесты экологов. «Одобрения контракта парламентом тоже не требуется», — говорили в российской госкомпании. Тем не менее проект завис.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, пояснил: «Конечно же, для Венгрии предложение «Росатома» и льготный госкредит — выгодны. Проект сможет окупиться. Но Еврокомиссия настаивает на том, что льготный государственный кредит со стороны России создает неравные условия для других участников атомного рынка».
Стоимость контракта не разглашается. По данным венгерской газеты Népszabadság, инвестиции в проект в 2015 году оценивались в 4 трлн венгерских форинтов ($18,32 млрд). Россия пообещала выделить Венгрии кредит на строительство энергоблоков — €9–10 млрд сроком на 21 год. Но Евросоюз сразу же заподозрил Россию в «покупке влияния». Официально эти средства выделяются Москвой для расширения АЭС «Пакш», сообщала The Times, но фактически заем является частью российских усилий по «разделению» единства ЕС на фоне самого жесткого противостояния Москвы и Запада со времен «холодной войны».
Сторонники «ястребиной политики» в Евросоюзе, в том числе Великобритания, Польша и страны Балтии, опасаются, что Россия «выводит» такие государства, как Венгрия, Греция и Кипр, из единого «фронта», созданного Брюсселем в связи с действиями Москвы на Украине. Кремль в ответ называл эти утверждения «абсолютной ерундой», мотивируя это тем, что сотрудничество Венгрии и России выгодно обеим странам.
Получится или нет снять «придирки Еврокомиссии», неизвестно. Именно от ее позиции будет зависеть судьба атомного проекта, признал в среду Ушаков. В свою очередь министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто в преддверии визита Путина также возложил вину за приостановку проекта на власти Евросоюза.
Путин еще в 2015 году заявил, что вынудить Венгрию отказаться от российского предложения по «Пакш», наверное, было бы возможно, «но точно совершенно с ущербом для национальных интересов самой Венгрии».
Не менее щекотливая тема в повестке — сотрудничество двух стран в рамках проектов «Северный поток» и «Турецкий поток». Чиновники в Брюсселе не раз заявляли, что «кремлевский газ» Европе не нужен и что Европа будет наращивать альтернативные источники поставок энергоносителей. Москва же не готова терять европейский рынок, тем более что некоторые из европейских стран, в том числе Венгрия, заинтересованы в поставках российского газа. «Да, этот вопрос обсуждается, возможно, будет ответвление «Северного потока» на Венгрию», — сказал Ушаков в среду.
К ответвлению готовы?
Проект «Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Против СП-2 в первую очередь протестует Украина. Дело в том, что запуск «Северного потока – 2» лишит ее около $2 млрд транзитных доходов в год. Именно Киев одним из первых потребовал запрета «Северного потока – 2», заявляя, что проект является политическим и несет угрозу как украинской, так и европейской энергобезопасности.
Трудности «Северному потоку – 2» создает не Украина и даже не Европа, а Соединенные Штаты «через своих особо близких друзей в НАТО», отмечал ранее глава МИД РФ Сергей Лавров. «Северный поток – 2» обречен в любом случае, — уверен глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Брюссель не разрешит строить новые газопроводы на территории Германии, без которых СП-2 останется тупиковой трубой».
Так что резонанс визиту Путина в Венгрию обеспечен.