Белому дому предложили раскошелиться
Бизнес-объединения рекомендуют правительству начинать предвыборные экономические реформы смягчением налоговой политики. Это следует из предложений в план действий правительства на 2017–2025 годы, который на этой неделе направили в правительство ТПП, РСПП, «Опора России» и «Деловая Россия». Документ (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») подписан всеми руководителями этих организаций: от ТПП Сергеем Катыриным, от РСПП Александром Шохиным, от «Опоры России» Александром Калининым и от и.о. президента «Деловой России» Алексеем Орджоникидзе. Раздел «налоговой политики» в документе вынесен на первое место и содержит наибольшее число предложений.
Прежде всего правительству предлагается стимулировать бюджеты всех уровней, ограничить рост налоговой нагрузки для решения текущих проблем. Для этого на федеральном уровне должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс, которые закрепят неизменность «налоговых ставок, принципов их исчисления и количества налогов» на 5–10 лет.
Отдельно бизнес-сообщества подчеркнули необходимость введения моратория по налогу на прибыль. Правительству предлагается законодательно закрепить неизменность принципа исчисления прибыли как разницы между доходами и расходами, не менять ставки этого налога и налога на дивиденды, а также по налогу с контролируемых иностранных компаний.
Кроме того, на федеральном уровне предлагается установить мораторий до 2025 года на введение новых неналоговых платежей.
Все эти моратории предлагается подкрепить ограничением роста налоговой нагрузки в регионах — в «целевых моделях» регионов с 2018 года предлагается указывать уровень фискальной нагрузки.
Предложения бизнеса содержат и пункты о снижении конкретных налогов. Прежде всего предлагается освободить фонд оплаты труда от налогообложения НДС.
Предприниматели выступают и за «снижение максимального размера страховых взносов». Упоминается и предложение бизнеса о возрождении прямой 50-процентной инвестльготы по налогу на прибыль для компаний, которые модернизируют свои основные фонды.
Ряд разделов посвящен смягчению налогового администрирования. Речь идет о введении «промежуточной» стадии для компаний, переходящих с упрощенной на стандартную систему налогообложения. Для них предлагается ограничить налог на прибыль до 15% в первые два года после ухода с «упрощенки». В документах перечислены и предложения об упрощении администрирования действующих налоговых льгот. Предлагается ограничить срок возврата НДС предприятиям-экспортерам сроком в 14 дней.
Традиционно все эти предложения в правительстве и, прежде всего, в Минфине воспринимаются как прямое покушение на уровень бюджетных доходов.
Такие предложения считаются опасными для сбалансированности бюджетной системы в условиях значительного уровня социальных расходов. Не согласуются они и с целевой установкой Минфина обеспечить снижение бюджетного дефицита до нуля.
Повод для компромисса
Сейчас предложения бизнес-сообществ рассматриваются в Минэкономразвития. Это ведомство к марту 2017 года сведет все предложения в единый документ. Предложения от других участников процесса — министерств и ведомств — пока неизвестны. Сообщение бизнеса — пока единственный структурированный документ на эту тему. Неизвестны предложения к реформам и со стороны Минфина.
Для назначенного в конце 2016 года министром экономического развития Максима Орешкина, который до этого три года являлся сотрудником Минфина, редактура налоговых предложений бизнеса будет показателем того, насколько далеко он готов отойти от ценностей жесткой бюджетной политики.
Кроме предложений по налоговой реформе в документе бизнес-организаций выделено пять приоритетов. Они соответствуют поручению президента Владимира Путина, которое содержалось в его послании Федеральному собранию, по обеспечению не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики России, превышающих темпы роста мировой экономики.
В плане бизнеса содержатся также предложения по повышению результативности крупных инвестпроектов, по наращиванию объема несырьевого экспорта, по развитию малого и среднего предпринимательства и по повышению эффективности господдержки отдельных отраслей экономики. Всего план насчитывает 149 пунктов.
Все остальные предложения, по оценке руководителя ТПП Сергея Катырина, направлены на структурные изменения в экономике, на помощь малому и среднему бизнесу, улучшение делового климата и повышение конкурентоспособности российских компаний на международном рынке.
Прямых угроз для сокращения бюджетных доходов неналоговые предложения не содержат, но для бизнеса они полезны.
Например, предлагается усовершенствовать национальную систему сертификации и аккредитации или создать механизм субсидирования затрат предприятий на восстановление основных фондов, если эти предприятия работают по гособоронзаказу.
Не противоречит бюджетной политике и инициатива по совершенствованию правового регулирования порядка определения кадастровой стоимости недвижимости. То есть правительству предоставлен достаточно объемный материал, который может быть использован в качестве компромисса с бизнесом по минимизации налоговых изменений.
Сергей Катырин в среду подчеркивал, что предложения бизнеса направлены на повышение доступности заемных средств и прозрачности закупок. Предполагается и ревизия мер поддержки предпринимательства, в том числе деятельности институтов развития. Он не исключил возможность сокращения этих структур и передачу денег «тем, кто умеет действовать». По всей видимости, именно эти разделы и окажутся наиболее предпочтительными в правительстве. Тем более что в январе Максим Орешкин, выступая на Гайдаровском форуме, напрямую увязал снижение налоговой нагрузки с выходом бизнеса из «тени». Предложений по сокращению «теневой экономики» в документах бизнес-организаций не содержится.
В Минфине предложения бизнеса не комментировали. В Минэкономразвития подтвердили, что «предложения поступили», и сообщили, что «они будут учитываться при разработке комплексного плана действий правительства на 2017–2025 годы».