В среду Совет Федерации ратифицировал российско-турецкое соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». «Мы по парламентской линии посылаем соответствующий сигнал», — цитирует ТАСС вице-спикера Совфеда Ильяса Умаханова, заявившего, что ратификация имеет большое значение для полноформатного восстановления отношений с Турцией.
Впервые о «Турецком потоке» Россия заговорила в конце 2014 года, когда ей из-за претензий Еврокомиссии пришлось отказаться от другого газопровода — «Южного потока». Изначально проект «Турецкого потока» предполагал прокладку четырех веток общей сложностью на 63 млрд кубометров газа в год (такой же была плановая мощность «Южного потока»). Одна из них должна была быть предназначена для турецких потребителей, остальные — для транзита российского газа через территорию Турции в Европу.
Но одобрение проекта турецкой стороной затянулось, в том числе и из-за обострения отношений с Россией, вызванного инцидентом со сбитым турецкими ПВО российским военным самолетом Су-24.
Позднее, уже в 2016 году, отношения начали вновь налаживаться, особенно после того, как Россия первой поддержала турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана во время попытки государственного переворота. В конце прошлого года Турция уведомила Россию о том, что с турецкой стороны все необходимые внутригосударственные процедуры завершены.
Замглавы российского Минэнерго Анатолий Яновский на прошлой неделе говорил, что уже получены все необходимые разрешения для строительства. Как ранее заявлял «Газпром», укладка труб должна начаться во второй половине 2017 года.
В настоящее время предполагается строительство двух веток ТП, каждая мощностью в 15,75 млрд кубометров. Одна ветка предназначена для обеспечения турецких потребителей, по второй российский газ должен поступать в ЕС.
Впрочем, здесь есть один нюанс. Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин указывает, что фактически пока можно говорить лишь об одной ветке. Прежде чем строить вторую, Россия должна получить гарантии европейских потребителей.
«Сами потребители в этом заинтересованы, — говорит эксперт. — Но пока против выступает Еврокомиссия». Однако и позиция ЕК может измениться после нынешней зимы, считает Пикин. Дело в том, что из-за холодов Европа этой зимой наращивала объемы закупок российского газа, а «Газпром» ставил рекорд за рекордом в суточных поставках. Такая ситуация может убедить Брюссель в необходимости стабильных поставок топлива.
Замминистра энергетики Юрий Сентюрин в среду заявил, что «Турецкий поток» предназначен для обеспечения выполнения российской стороной своих обязательств по поставкам российского газа на территорию государств Европейского союза после 2019 года. То есть после того, как истечет российско-украинский транзитный контракт.
Россия ранее неоднократно заявляла, что не будет продлевать транзитное соглашение с Украиной — по крайней мере, если Киев не сможет предложить привлекательные условия.
По словам Сентюрина, «Турецкий поток» не позволит полностью отказаться от транспортировки газа через украинскую территорию, но поможет значительно снизить риски, связанные с Украиной.
По данным «Укртрансгаза», транзит российского топлива в 2016 году составил 82,2 млрд кубов. Если отталкиваться от этих объемов, «Турецкий поток» лишит Украину более трети транзита. Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев еще в прошлом году говорил, что введение в строй даже одной нитки ТП будет означать серьезные финансовые потери для Киева, хотя конкретную сумму не назвал, сказав лишь, что она «очень большая».
В начале января Коболев в интервью украинскому «5 каналу» заявил, что, если помимо «Турецкого потока» Россия запустит еще и «Северный поток – 2» (мощностью 55 млрд кубов в год), транзит российского газа через Украину может прекратиться полностью.
Кроме того, в декабре «Нафтогаз» сообщал, что из-за «Турецкого потока» было принято решение отказаться от высокозатратного ($156 млн) проекта реконструкции своей инфраструктуры.
«НАК «Нафтогаз Украины» не видит необходимости в реконструкции ряда компрессорных станций, которые задействованы исключительно в поставках газа в Турцию, так как считает это направление неперспективным ввиду реализации «Турецкого потока», — говорилось в сообщении пресс-службы «Нафтогаза».