Чертова дюжина проблем для России

PwC назвала новые риски для бизнеса в России

Рустем Фаляхов
Shutterstock
Руководители крупнейших российских компаний назвали чертову дюжину «черных лебедей», появление которых будет угрожать бизнесу в 2017 году: от издержек геополитики до изменения климата. Но по-настоящему опасаться следует совсем других угроз — закрытости компаний и недооценки цифровых технологий.

Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила основные тенденции, которые будут прослеживаться в мировой и российской экономике в текущем году. Глобальная часть исследования была презентована на экономическом форуме в Давосе, а российская — в Москве. Метод исследования — опрос глав крупнейших компаний (на глобальном уровне в опросе участвовали 1379 руководителей из 79 стран, на российском — 88 руководителей).

Как оказалось, «капитанов бизнеса» в России и мире беспокоит чертова дюжина проблем, угрожающих их бизнесу. В топ-3 входят волатильность курса, чрезмерное регулирование и геополитическая нестабильность. Все три угрозы представлены в России на все 100% и дополняют одна другую.

Стая «черных лебедей»

Волатильностью валютного курса обеспокоены 82% опрошенных руководителей российских компаний. В Китае этот страх разделяют 64%, в США — 53%.

В России 80% опрошенных обеспокоены чрезмерным регулированием. Причем, по данным PwC, такой же показатель в ЕС и в целом по миру. «А вот в Китае и США этой проблемой озабочено большее количество СЕО, соответственно 84 и 85% респондентов», — пояснил Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России.

Страх перед геополитической нестабильностью был пиковым в России в 2015 году — о нем заявили 86% опрошенных. В 2017 году на это указывают 80%. Меньше всего этим озабочены китайские руководители бизнеса — 52% опрошенных.

Издержки геополитики собрали целую стаю «черных лебедей», то есть неожиданных событий негативного плана. Это и итоги референдума в Великобритании, приведшие к решению Лондона покинуть Евросоюз, и победа республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США. Попытка военного переворота в Турции, декабрьский плебисцит в Италии, чреватый выходом из еврозоны четвертой по размеру экономики в ЕС, продолжающийся конфликт на Ближнем Востоке, рецидивы «холодной войны» в Южно-Китайском море… Все эти события будут влиять на принятие управленческих решений и в 2017-м.

Как ни странно, но проблемой доступности капитала из-за санкций обеспокоены только 60% российских бизнесменов. Причем тренд нисходящий. «Влияние санкций на доступность капитала больше всего проявилось в ТЭК, а по другим секторам не оказалось большой проблемой», — говорит Лотаков.

В 2015 году доступность капитала вызывала опасения у 57% опрошенных CEO, в 2016 году — у 75%.

По данным PwC, Россия и Китай видят одинаковую угрозу в социальной нестабильности (70% опрошенных). Будущее еврозоны больше беспокоит американских руководителей (60%), в меньшей степени — китайских (48%) и тем более российских (34%). При том что ЕС — основной и самый близкий торговый партнер России.

Предсказуемо замыкает таблицу страхов бизнеса (под номером 13) проблема безработицы. Лишь меньше трети российских бизнесменов указали на эту проблему, тогда как в целом по миру на нее обращают внимание 45% опрошенных СЕО.

Вопрос доверия

Список рисков, обозначенных бизнесом, в общем-то традиционен. В той или иной пропорции руководители указывают на эти страхи и риски на протяжении как минимум 20 последних лет (нынешний опрос PwC — двадцатый). Но именно в цикле 2016–2017 годов со всей очевидностью обозначились такие угрозы, представление о которых у «капитанов бизнеса», как на глобальном уровне, так и на российском, очень поверхностное.

Риск номер один сейчас — это вовсе не изменчивость курса валют и даже не бездарная политика, а уровень доверия к компании со стороны потребителей.

«Чтобы не бояться прилета новых «черных лебедей», бизнес должен куда упорнее добиваться доверия к себе. Завоевание максимально возможного доверия должно стать для бизнеса таким же важным показателем, как материальные доходы. Этот неосязаемый актив сегодня выходит на первый план», — утверждает Лотаков.

Если в 2013 году 47% российских руководителей опасались, что нехватка доверия к их компаниям пагубно отразится на работе, ныне таковых уже 60%. То есть понимание этой проблемы растет, но преимущественно на словах, отмечает Лотаков. Динамика общемирового показателя значимости доверия к компании такова: было 37% бизнесменов, озадаченных проблемой доверия, стало — 58%, то есть почти как в России.

Технологиями по выработке доверия никто толком в российской бизнес-среде не занимается, отмечает Лотаков. Руководители компаний по старинке считают, что конкурентные преимущества дает закрытость, конфиденциальность. Так действительно было. Сейчас все наоборот.

Но работать прозрачно и понятно не очень комфортно для бизнеса. В условиях активного внедрения цифровых технологий сложно завоевать и сохранить доверие к себе. Это признают 67% отечественных бизнесменов.

Трамп добавит капитализации

Работать прозрачно вынуждают именно цифровые технологии, развитие соцсетей. Впервые за 20 лет исследований в этом году главам компаний был задан вопрос о том, какое место в их жизни занимают новейшие электронные устройства. Результат оказался неожиданным.

Выяснилось, что больше всего продвинутых пользователей в России (69%). Это на 7% выше, чем в США, и больше, чем в целом по миру (55%).

С еще большим отрывом отечественные бизнесмены лидируют в использовании цифровых СМИ (89%), опережая тех же американцев на 13%.

Правда, в передовиках по использованию IT-технологий Россия оказалась по собственным оценкам респондентов. По факту же значительная доля компаний, планируя свои стратегии, делают ставку на рост объемов производства, на экспансию, на расширение рынков сбыта. Компании продолжают набирать персонал, исходя из классической модели бизнес-успеха. Этот вариант роста, безусловно, еще будет давать результаты не один год, отмечают в PwC. Но глобализация, как следует из итогов опроса, на самом деле исчерпала себя.

Ставку сейчас следовало бы делать не на глобализацию, а на регионализацию. Точечно и доверительно работать на региональных рынках. Источники роста целесообразнее искать не только внутри страны, но даже внутри компании. Стоит больше доверять креативным менеджерам, а не механическим исполнителям приказов, идущих из головного офиса.

Кстати, регионализация, объявленная новым президентом США, как раз в русле итогов исследования PwC. Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», почему же тогда ряд глав глобальных компаний резко негативно отреагировали на предложенную Дональдом Трампом модель возвращения бизнеса в страну, на отказ от Транстихоокеанского партнерства, Лотаков ответил: «Не понимаю. Это тот случай, когда, как говорится, не была использована прекрасная возможность промолчать».

В отчете PwC за 2016 год отмечалось: большинство российских глав компаний полагают, что сегодня угроз для бизнеса больше, чем было три года назад. При этом, в отличие от своих коллег из других стран, большинство «капитанов российского бизнеса» не согласны с тем, что кризис открывает новые возможности для роста компаний. С такой оценкой согласны лишь 39% опрошенных против 69% в США и 60% в среднем по миру.