Прошедший 2016 год не внес изменений в представления россиян об экономическом кризисе. Для значительной части населения его масштаб и глубина остаются непонятными, утверждают эксперты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.
Как следует из мониторинга, кризис в 2016 году затронул (незначительно или в сильной степени) 78% россиян.
Численность тех, кто считает себя неуязвимым для кризиса, составляет, как и год назад, всего 8,2%. Не изменилась и доля населения, пока не затронутая кризисом, но ожидающая негативных изменений своего положения в будущем. Таковых нашлось 12%. Иными словами, 20% россиян, или каждый пятый, уверены, что кризис им нипочем.
В пользу мнения о стабилизации ситуации в экономике высказываются 40,7%, что на 4,6% больше, чем в 2015 году. Улучшение экономического климата отмечают всего 3,4% опрошенных, что укладывается в статистическую погрешность. Таким образом, мнение о негативном характере изменений преобладает над мнением о стабилизации экономических процессов.
Оптимистов поубавилось
Население России не настроено на длительное ожидание улучшений, отмечается в мониторинге.
Число оптимистов, считающих, что кризисные явления долго не продлятся, за истекший год сократилось более чем вдвое (с 20 до 10%).
Преобладающим мнением стало ожидание улучшений не раньше чем через год-два. Ухудшение положения будет продолжаться в течение одного-двух лет — положительно на этот вопрос в 2015 году ответили 22%, в 2016-м — 32%. Ухудшение положения будет продолжаться более двух лет: утвердительно отвечали на этот вопрос около 14% в 2015 году и более 14% — в 2016-м. Практически не изменилось количество россиян, не сумевших ответить на вопрос о продолжительности и характере кризиса (15%).
Изменения представлений о длительности кризиса в наибольшей степени затронули бедные слои населения, среди которых с 14,4 до 2,8% сократилась численность тех, кто ожидал быстрых улучшений. Среди этих же слоев до 18% выросла численность тех, кто не может оценить масштаба и глубины происходящих в экономике событий.
Боятся урезания зарплат
Эксперты проанализировали влияние кризисных явлений на жизнедеятельность населения. Как и год назад, негативные ожидания россиян от кризиса выражаются в боязни перехода на неполную рабочую неделю, понижения размера зарплаты, ухода в неоплачиваемый отпуск.
На 5% увеличилась доля тех, кто занят в неформальной экономике. До 15% дошла доля респондентов, сообщивших о потере работы. Возможно, часть тех, кто сообщил о потере работы, смогла трудоустроиться и не влилась в число безработных, отмечается в мониторинге, «но понятно, что рынок труда находится в напряженном состоянии».
Поскольку перспективы выхода из кризиса туманны, отодвигаются на неопределенный срок, большинство населения, независимо от того, как складывается их личное экономическое положение, склонно рассматривать неблагоприятный период как временное явление, которое можно пережить, не прилагая существенных усилий адаптационного характера — поиском другой работы или дополнительного заработка, повышения квалификации, переобучением. В условиях неопределенности и экономической стагнации наши соотечественники ограничиваются одной формой адаптации — сокращением потребления товаров и услуг.
В наибольшей степени эта форма адаптации характерна для бедного населения, среди которого 92% вошли в жесткий режим экономии.
Без отпуска за границей
Но сокращение потребления демонстрируют также средние и относительно обеспеченные слои. Снижение потребления распространяется как на приобретение одежды, обуви, лекарств, так и на потребление услуг, в том числе медицинских и образовательных, на отпуск за границей и развлечения.
Характеризуя текущее состояние социально-экономического самочувствия российского общества, эксперты применяют термин «социальная апатия». После того как экономика, похоже, нащупала дно, на самой низкой точке оказалось и социальное самочувствие.
«Мнение о негативном характере изменений преобладает над мнением о стабилизации экономических процессов. Это не что иное, как социальная апатия, и она может быть хуже, чем сам кризис», — говорит ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алекандра Полякова.
Несмотря на то что макроэкономические предпосылки для выхода из кризиса имеются, социальная апатия остается неизменной второй год, добавляет эксперт.
Повышенный эмоциональный фон
Причины апатии россиян недавно исследовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опросив 1600 россиян в 130 населенных пунктах. Вопрос был сформулирован так: какие проблемы вы считаете наиболее значимыми в масштабах страны?
В топ-3 проблем предсказуемо вошла проблема низких зарплат. Причем значимость этой проблемы выросла в глазах россиян в течение прошлого года с 13 до 18%.
На втором по значимости месте — проблемы экономики в целом (18%). На третьем — качество здравоохранения (17%). А вот рост цен хотя и беспокоит россиян, но с этим многие, похоже, уже смирились (13%). В первую пятерку рейтинга проблем также входит безработица. На это указали 15% опрошенных.
По мнению руководителя исследовательских проектов ВЦИОМ Юлии Баскаковой, в последние два месяца опросы фиксируют повышение эмоциональной напряженности россиян. Россияне называют в полтора раза больше проблем, чем раньше. «Сквозная проблема — снижение доходов населения — не просто занимает первую строчку в рейтинге проблем, но она так или иначе проявляется для россиян во многих сферах», — говорит Баскакова, выделяя такие сферы, как здравоохранение и образование.
Трать гроши, пока они есть
Апатию россиян можно трактовать как слабость, но эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) предлагают иной ракурс. Вот что показал опрос НАФИ.
Горизонт планирования личного бюджета у россиян крайне низкий, большинство не планируют доходы и расходы более чем на полгода вперед, что, конечно же, свидетельствует о низкой социальной активности. Треть населения не имеет привычки планировать расходы даже на месяц.
Лишь пятая часть наших граждан уверена в том, что знают, каков будет уровень их доходов и расходов через год. Около трети россиян (30%) не планируют расходы вовсе или затрудняются ответить что-либо вразумительное на эту тему.
Казалось бы, все понятно: живут одним днем. Какие беспечные граждане, недальновидные. Не думают о будущем. Справедливый упрек в общем-то был бы. Если бы не дата, в которой НАФИ провело опрос на тему личных доходов и расходов. Апрель 2008 года. За полгода до кризиса, который до сих пор не закончился.
Но и в 2016 году ситуация не поменялась. Россияне, пребывая восемь лет в кризисе, по-прежнему не очень-то задумываются о рационализации своих расходов, живут одним днем, не заглядывая в будущее.
Исследование НАФИ за прошлый год — проведено по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — показало, что только 46% россиян имеют долгосрочные финансовые цели и стараются их достигать. Еще 36% опрошенных признались, что не могли свести концы с концами за последний год, и 24% заявили, что приходилось занимать, чтобы покрыть расходы. В целом Россия занимает по осмысленности финансового поведения граждан 25-е место из 30 (по количеству стран, в которых ОЭСР проводила опрос).
В конце января эксперты Левада-центра, проводя опрос, спросили россиян: вы согласны или не согласны с тем, что сейчас в России экономический кризис? И если да, то как долго он продлится? Каждый пятый (26%) отреагировал так: «Сейчас трудно сказать, как долго он будет длиться и насколько глубоким окажется». Еще 7% и вовсе затруднились с ответом. Итого треть россиян не готовы задумываться о текущей ситуации в экономике.
И все-таки вопрос о том, что лучше: жить одним днем, тратить все гроши, какие есть, или копить, планировать каждую копейку и в конце концов....
Где гарантия, что сбережения не сгорят в огне «управляемой девальвации» под строгим присмотром Центробанка?
Актуальность дилеммы сохраняется. Ты можешь планировать расходы и показывать чудеса финансовой грамотности, а государство возьмет и проведет очередную денежную реформу. Или заморозит твои будущие пенсионные накопления. Короче, не лучше ли жить одним днем, здесь и сейчас? Как, собственно, и поступает большинство россиян.