В первом квартале 2017 года на мировом нефтяном рынке может возникнуть дефицит. Такой прогноз сделало Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). По мнению экспертов АКРА, рост нефтедобычи в странах, не поддержавших соглашение об ограничении производства нефти, окажет на рыночный баланс минимальное влияние. При этом растущий спрос поддержит благоприятную для производителей конъюнктуру.
В конце прошлого года ОПЕК и 11 стран, не входящих в картель (в том числе Россия), договорились о снижении суточной добычи в первом полугодии 2017 года. Это помогло стабилизировать цену барреля на уровне $54–56. «Если действие соглашения будет продлено до конца года (такой сценарий предусмотрен договоренностями. — «Газета.Ru»), это принесет еще более ощутимый результат», — говорится в материале АКРА.
Эксперты агентства указывают, что основным риском для рынка считается взрывной рост добычи в США. Но, по их мнению, этого не произойдет, пока цена на американский сорт WTI не достигнет $65 за баррель.
Кроме того, как отмечает АКРА, для стабилизации добычи на материковой части США необходимо нарастить бурение в 1,6 раза.
В то же время на фоне сокращения добычи ОПЕК и другими производителями оптимизм инвесторов вырос до максимума за последние 10 лет, пишет Bloomberg.
По данным издания, чистая длинная позиция на нефть марки WTI за семь дней по 24 января увеличилась на 6,1% — примерно до 371 тыс. фьючерсов и опционов, что стало максимумом с 2006 года. Это привело к росту цен на WTI за отчетный период на 1,3%, до $53,18 за баррель.
«На нефтяном рынке есть сдерживающий фактор — это рост сланцевой добычи в США, — цитирует издание Джея Хатфилда из InfraCap MLP. — В 2017 году добыча в США вырастет на 1 млн баррель в сравнении с прошлым годом».
Глава отдела исследований сырьевых рынков в нью-йоркском офисе Societe Generale Майкл Уиттнер не исключает, что в ближайшем будущем эффект от сделки ОПЕК нивелируется из-за увеличения американской сланцевой добычи. И когда это произойдет, настроение инвесторов «сильно изменится».
Ожидания, основанные на сокращении добычи, вообще реалистичны до тех пор, пока крупнейшие мировые державы придерживаются такого курса, а снижение производства и повышение цен на нефть не мешают развиваться другим секторам экономики, предполагает руководитель аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
«Например, в мире несколько тысяч нефтяных танкеров, и вдвое больше тех, которые перевозят нефтепродукты, естественно, они будут стремиться держаться на плаву и не допустят существенного подорожания нефти, отбивающего желание ее приобретать», — говорит Крылов, уточняя, что речь идет об искусственном повышении цены барреля, которое вызывается как раз сокращением добычи при отсутствии роста спроса.
Сейчас Америка добывает порядка 9 млн баррелей нефти в сутки, что является максимальным показателем с апреля 2016 года. По данным одного из лидеров мирового нефтесервиса компании Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 27 января, количество нефтяных буровых установок в Штатах выросло на 15 единиц, до 566 штук. Еще в начале января их было 529 единиц. Впрочем, до исторического максимума, который пришелся на октябрь 2014 года, пока далеко. Тогда количество нефтяных буровых составляло более 1,6 тыс.
Аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин отмечает, что для того, чтобы выйти на максимальные показатели по объемам бурения, США уже не нужно наращивать число установок до тех же 1,6 тыс., так как эффективность добычи значительно возросла. «Для этого будет достаточно увеличить число активных буровых до 700–800 единиц», — оценивает эксперт. При этом количество буровых последовательно растет уже больше десяти недель.
По мнению Кокина, оптимизм инвесторов сейчас связан с оценками скорости исчерпания накопленных запасов нефти в хранилищах стран Запада, а также Китая и Индии. «Предполагается, что запасы будут иссякать быстрыми темпами, что сократит предложение, именно эти ожидания пока и поддерживают нефтяные цены», — говорит Кокин.
В понедельник на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне мартовские фьючерсы на нефть Brent торговались по $55,52 (–1,28%, данные на 18.30 мск), WTI — по $52,79 (–0,71%) за баррель.
«Но американская добыча действительно остается главной угрозой для нефтяного рынка, — предупреждает Кокин. — Это огромная индустрия, которая способна быстро развернуться и задавить его».
Кроме того, в перспективе на рынок будут оказывать влияние сокращение спроса в Китае (кстати, и в самих США спрос растет почти нулевыми темпами) и планы Ливии по наращиванию добычи. Снижение спроса в КНР связано с прогнозами по замедлению экономического роста, в 2017 году он составит 6–6,5%, что ниже, чем было в 2016 году. Ливия же, исключенная из соглашения ОПЕК в связи тем, что она пострадала от войны, намерена до конца года поднять производство с 0,7 млн до 1,25 млн баррелей в сутки.
По прогнозам Кокина, все эти факторы в совокупности способны оказать давление на нефтяные котировки, опустив их до уровня $50 и даже ниже.
Sberbank CIB в обзоре «Валютный рынок, нефть и процентные ставки» также отмечает, что признаки того, что участники соглашения ОПЕК строго исполняют взятые на себя обязательства, нивелируются ростом числа действующих буровых установок в США. Эксперты Sberbank CIB сомневаются, что ОПЕК и другие производители продлят соглашение об ограничении добычи на вторую половину 2017 года. По прогнозам Sberbank CIB, цена барреля до конца года не превысит $56.