Минфин намерен замещать расходы резервных фондов в 2017 году дополнительными доходами при цене нефти в $50–55 за баррель. Бюджет на этот год, рассчитанный исходя из среднегодовой цены нефти в $40 за баррель, предусматривает финансирование дефицита из Резервного фонда и ФНБ на общую сумму 1,8 трлн руб.
По состоянию на 1 января 2017 года объем Резервного фонда составил 972,13 млрд руб., что эквивалентно $16,03 млрд, объем ФНБ — 4,359 трлн руб. ($71,87 млрд). Ранее подразумевалось, что по итогам 2017 года Резервный фонд будет исчерпан.
Решение обсуждалось во вторник, 17 января, на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева и в среду, 18 января, было поддержано президентом Владимиром Путиным, рассказал о нем министр финансов Антон Силуанов.
«До принятия изменений в Бюджетный кодекс в части изменения бюджетных правил мы договорились не использовать дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 году в результате превышения фактической цены на нефть над уровнем $40 за баррель, на финансовое обеспечение дополнительных расходов бюджета и на эту сумму осуществлять уменьшение объемов использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которое предусмотрено к тратам в текущем году», — сказал Силуанов.
По его оценкам, при $50 за баррель бюджет получит около 1 трлн руб. дополнительных доходов, а при $55 — 1,4 трлн руб.
Планируется, что новое бюджетное правило должно окончательно заработать с 2020 года, а нормативно-правовые акты — внесены в Госдуму в весеннюю сессию 2017 года.
А пока запрет на нефтяные сверхдоходы предлагается сделать жестким и распространить на все не учтенные в бюджете расходы, которые планирует правительство.
Таким образом под ограничения попадет не одобренный во вторник правительством антикризисный план на 107,5 млрд руб., а также 31 млрд руб. на поддержку регионов и 20 млрд руб. на оперативное урегулирование социально-экономических вопросов.
В общей сложности дополнительно правительство собирается потратить чуть более 158 млрд руб. Но источником для этих расходов должны быть ненефтегазовые доходы, которые федеральный бюджет может получить в этом году, а также экономия по отдельным статьям расходов. Объем ненефтегазовых допдоходов оценивается в 84 млрд руб., неиспользованные остатки с 2016 года — 78 млрд руб.
«Этого и экономии по отдельным статьям расходов нам хватит в полном объеме на дополнительные решения в области расходов», — сказал министр.
Отметим, что Минфин в среду опубликовал крайне жесткую для бюджетополучателей дорожную карту по исполнению федерального бюджета на 2017–2019 годы. Большая ее часть посвящена методам изъятия бюджетных средств у их получателей. Из первого же пункта этого документа следует, что регионам предстоит расстаться с неиспользованными на 1 января 2017 года остатками бюджетных трансфертов, предоставленных в 2016 году. Эти средства будут возвращены до 27 января этого года.
При желании перенести прошлогодние расходы бюджетополучателям предлагается отдельно подтвердить потребность в бюджетных расходах на закупку товаров, работ и услуг в размерах, не превышающих остатка прошлогодних лимитов. Ведомства, которые не докажут такую необходимость, вернут неиспользованные прошлогодние средства не позднее 1 июня 2017 года. Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям срок возврата назначен на 1 июля 2017 года. Госсубсидии вернут и негосударственные организации, а также частные лица. Не позднее 1 мая 2017 года.
Сохранение же нефтегазовых доходов сделает более прогнозируемой денежную кредитную политику и позволит ЦБ иметь больший маневр с точки зрения снижения ставок и обеспечения стабильности курса рубля, считает Антон Силуанов.
Если цена на нефть будет держаться на уровне $54 за баррель, то и курс будет находиться около 58 руб. за доллар, считают в Минфине.
«Если бы мы эти доходы потратили, мы создали бы риски для бюджетной системы», — сказал Силуанов. По его словам, правительство абсолютно готово к тому, что цены на нефть могут и снизиться.
Также Минфин не исключает размещения евробондов этой весной. «Во многом [размещение евробондов] будет зависеть от ситуации в экономике США, решения Федрезерва по ставкам — как это отразится на ценах, в том числе и на сырьевые товары нашего экспорта, поскольку это тоже влияет на стоимость наших облигаций», — сказал Силуанов. По его словам, Минфин рассчитывает разместить объем запланированных на этот год внешних займов ($3 млрд) одним траншем. В 2016 году евробонды размещались двумя траншами — $1,75 млрд и $1,25 млрд.