Лоукостеры празднуют победу

Лоукостер Ryanair потеснил Lufthansa Group в рейтинге крупнейших авиакомпаний Европы

Shutterstock
Крупнейшей авиакомпанией Европы по количеству перевезенных пассажиров впервые стал бюджетный авиаперевозчик. По данным ИКАО, в 2016 году доля лоукостеров в общем объеме регулярных пассажирских перевозок достигла 28%. В ответ на конкуренцию со стороны дискаунтеров традиционные авиакомпании вводят суперэкономичные тарифы, тем самым стирая грань между лоукостерами и классическими авиаперевозчиками.

Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair обогнала группу Lufthansa по количеству перевезенных в 2016 году пассажиров. Если группа Lufthansa, в которую входят также авиаперевозчики Austrian Airlines, Swiss и лоукостер Eurowings, увеличила перевозку пассажиров в прошлом году на 1,8% по сравнению с 2015 годом, до 109,7 млн пассажиров, то показатели Ryanair выросли на 15%, до 117 млн человек. Таким образом, Ryanair стала самой крупной авиакомпанией Европы по объему пассажиропотока.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 2016 году общее количество пассажиров, перевезенных в прошлом году регулярными рейсами, выросло на 6% и достигло 3,7 млрд человек. Доля Ryanair в общем мировом пассажиропотоке составила 3,2%. Для сравнения: общее число пассажиров на рейсах российских авиакомпаний, как регулярных, так и чартерных, в 2016 году составило 88,55 млн человек. То есть весь российский рынок гражданской авиации на 24,3% меньше, чем объем перевозок ирландской авиакомпании Ryanair.

Спрос на услуги бюджетных авиаперевозчиков продолжает увеличиваться. По данным ИКАО, в 2016 году на долю бюджетных перевозчиков пришлось примерно 28% общего объема мировых регулярных пассажирских перевозок.

По оценкам консалтинговой компании A.T. Kearney, доля бюджетных авиакомпаний на рынке авиаперевозок в 2003 году составляла 10%.

Количество перевезенных в 2016 году пересекло рубеж в 1 млрд человек. В Европе на лоукостеры приходится 32% пассажирских перевозок, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 31%, в Северной Америке — 25%.

Среди европейских авиаперевозчиков рост пассажирских перевозок продемонстрировали все основные участники рынка. Так, норвежская Norwegian Air Shuttle отчиталась о росте пассажиропотока на 14%, до 29 млн человек, польская Wizz Air нарастила перевозки на 19%, до 22,7 млн человек, французская EasyJet — на 6,6%, до 74,5 млн человек.

Увеличивается спрос на бюджетную авиаперевозку и в России. Так, авиакомпания «Победа» (дочернее предприятие «Аэрофлота») отчиталась об увеличении пассажиропотока на 39% в 2016 году, до 4,3 млн человек. На долю «Победы» приходится почти 5% всего рынка гражданской авиации в России.

В ответ на растущую конкуренцию со стороны бюджетных авиаперевозчиков традиционные авиакомпании расширяют тарифную сетку и вводят наиболее экономичные тарифы, ничем не отличающиеся от предложений лоукостеров.

Так, британская авиакомпания British Airways отменила с 11 января бесплатное питание в эконом-классе на коротких рейсах из аэропортов Лондона Хитроу и Гатвик. Теперь питание можно приобрести за дополнительную плату. В 2017 году американская United Airlines планирует ввести новый тариф «суперэконом», который подразумевает путешествие без бесплатной багажной нормы.

Стираются грани между бюджетными и традиционными авиаперевозчиками в отношении других услуг: так, большинство российских авиакомпаний, в том числе S7, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», запустили тарифы, предполагающие провоз минимальной нормы багажа — 10 кг (в ручной клади или багажном отсеке).

Нынешний вид даже тех авиакомпаний, которые работают в традиционном сегменте, а не только в бюджетном, сильно отличается от интерьеров самолетов 70-х годов прошлого века.

Сократилось среднее расстояние между рядами кресел (согласно американской статистике) — с 88,9 см в 70-е годы до 78,74 см в 2015 году. Уменьшилась и ширина самого кресла в эконом-классе — с 45,72 см в 70-е годы до 41,91 см в 2015 году.

Бюджетная авиаперевозка помогает охватить и сегмент обеспеченных пассажиров, для которых ранее полеты были недоступны из-за высокой стоимости. Так, по данным российской «Победы», в 2016 году около 12% пассажиров авиакомпании впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом.

«Путешественник готов пожертвовать комфортом, если это позволяет сэкономить. Цена стала предметом социальной гордости. Клиенты любят хвастаться: «Я купил самый дешевый билет», — рассказал руководитель агрегатора liligo.com Марио Гавира в разговоре с испанским изданием El Pais.

«Многие пассажиры готовы отказаться от бесплатной еды и напитков ради более выгодной цены на внутренних рейсах либо рейсах малой дальности», — отмечает президент консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions Нил Хансфорд.

Экономика дальнемагистральных рейсов не столь доброжелательна по отношению к бюджетным авиаперевозчикам. Как писал Bloomberg, чем больше времени самолет проводит в воздухе, тем меньше возможностей для экономии остается на земле и больше риск того, что экипажу придется заночевать в отеле. Кроме того, любимые многими дискаунтерами Boeing 737 и Airbus A320 обычно не летают дальше чем на 5 тыс. км, а это значит, что на более длинные рейсы необходимо приобретать широкофюзеляжные самолеты, которые потребляют больше топлива и которые сложнее заполнить пассажирами.

Но и на дальнемагистральных маршрутах присутствие бюджетных авиаперевозчиков растет.

Так, Norwegian Air Shuttle, которая обслуживает восемь направлений в США и пять в Европе, планирует в следующем году добавить рейсы в Барселону и несколько небольших американских городов. Wow Air планирует открытие рейсов в Майами в апреле 2017 года.