— В правительстве не осталось противников инвестиций в человеческий капитал — здравоохранение, образование и культуру. В чем различия подходов социального блока правительства от экономического по деталям реформы?
— На сегодняшний день позиция необходимости вложения в человеческий капитал как основного драйвера экономического роста — это действительно общая позиция всего правительства. Именно поэтому заложены такие серьезные средства не только на индексации пенсий, не только на повышение зарплаты тем бюджетникам, которые обозначены майскими указами президента.
Мы предполагаем сейчас разработать еще целый комплекс мер для того, чтобы смягчить последствия (прежде всего 2014 года), которые отразились на снижении реальных доходов населения.
Сегодня тема восстановления доходов населения, увеличения розничного товарооборота, достойный уровень зарплаты труда — это то, что находится в фокусе абсолютно всех ведомств в правительстве. И когда мы задумываемся о поддержке промышленности, мы пытаемся сопрячь эти методы, систему поддержки с социальными эффектами.
Например, в прошлом году, когда мы говорили о поддержке автомобильной промышленности, то мы ее проводили в том числе через закупки машин скорой помощи. Мы очень серьезно помогли регионам, и в этом году эта программа будет продолжена. Мы сформировали государственный заказ на закупку школьных автобусов. И здесь произошла хорошая подвижка. Потому что те, кто боролся за этот государственный заказ, за государственную поддержку, смогли предоставить новый вариант школьного автобуса, который оказался очень современным и очень комфортным для перевозки школьников. В этом году эта программа также будет продолжена. Поиск различных возможностей поддержки населения и увеличения доходов — это безусловный приоритет.
— А насколько может быть приоритетом структурная реформа, например, здравоохранения? Насколько оправданно правительству обсуждать сейчас, например, приватизацию структур ОМС, государственного здравоохранения, переход на страховую систему, как предлагает либеральный блок?
— В самой системе ОМС заложен страховой принцип. Вопрос, реализуется ли он. Буквально в конце прошлого года у меня состоялось большое совещание со страховыми компаниями. И в качестве очень серьезных претензий был поднят вопрос, что нет должного контроля за результатами оказания медицинской помощи.
В этой связи дано правительственное поручение о том, чтобы лицензирование организаций, которые занимаются страхованием ОМС, было дополнено.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Для того чтобы получить лицензию на этот вид страховой деятельности, необходимо только предъявить необходимый капитал, который будет достаточен для управления поступающими средствами. Но система лицензирования страховых медицинских организаций не требует определенного квалифицированного персонала. Именно поэтому мы выстроили, на сегодняшний день, рейтинг всех страховых организаций именно по результатам деятельности в отношении прикрепленного населения. И увидели огромные различия. Например, есть компании, которые сегодня работают стабильно и оказывают хорошо услуги, действительно способны контролировать процесс, способны корректировать его. А есть организации, которые показали совершенно неудовлетворительные показатели по смертности, по оказанию медицинской помощи. Сегодня стоит вопрос о том, каким образом работать с такими компаниями и стоит ли с ними вообще работать.
— Вы будете расторгать эти договоры?
— Сегодня дано поручение по изменению допуска к лицензии. Для того чтобы расторгнуть договор, нужно иметь правовое основание. И такое правовое основание должно появиться.
— Насколько уменьшится количество компаний, которые будут допущены к программе ОМС?
— Ну, пока прогнозировать трудно. Но мы сегодня видим, что на этом рынке порядка 10 компаний неуверенно справляются со своими обязанностями.
— Вы согласны перевести ОМС в рыночные условия, через развитие коммерческого страхования и приватизацию поликлиник, больниц?
— Ну, я пока такую тему не слышала.
— Так предлагает ЦСР.
— В системе ОМС у нас около 18% услуг оказываются негосударственными предприятиями, и оказываются довольно эффективно. Например, вся система диализа в государственной системе обязательного медицинского страхования оказывается практически стопроцентно частными компаниями. И к ней сегодня нет нареканий.
Появление частных компаний, участие частных компаний в системе ОМС приветствуется. Но вопроса о приватизации на сегодняшний день не стоит.
— Ольга Юрьевна, ровно год назад в этом же помещении возобновилась дискуссия, что нам делать с накопительной частью пенсии, размораживать, не размораживать. В результате она завершилась продолжением заморозки. Сейчас в правительстве как-то обсуждаются возможные варианты разморозки накопительной части?
— Нет, такой дискуссии у нас на сегодняшний день нет. И в бюджете, в трехлетнем бюджете эта тема на повестке не стоит.
Сегодня, как вы видели в дискуссии по социальным вопросам, тема пенсионного обеспечения является одной из самых остро обсуждаемых. Для нас сегодня огромное достижение то, что нам удалось в этом году вернуться к нормальной системе пенсионирования, когда мы по фактической инфляции восстановили размеры пенсий. Сейчас идет обсуждение как расходной части пенсионной системы, так и доходной части. И этот фокус — он не случаен. Конечно, мы понимаем, что объективно нам бы хотелось, чтобы пенсии росли быстрее и чтобы коэффициент замещения, особенно у среднего класса, был выше.
На сегодняшний день у нас не все трансферты, которые составляют трансферт Пенсионного фонда, растут. Больше всего за последние несколько лет выросли трансферты, которые замещают льготы по поддержке экономики. Они достигли 392 млрд рублей, это очень весомая сумма. И проблема заключается в том, что остальные трансферты — они сокращаются, но этот трансферт серьезно растет.
Не скрою, что у нас идут серьезные дебаты. Нам предстоит оценить эффективность тех льгот, которые оказываются тем или иным предприятием: насколько они эффективны, насколько мы достигаем с их помощью того результата, который ожидается. И это, конечно, серьезный вопрос. Вторая тема — пополнение доходной части Пенсионного фонда. Это то, что сейчас называется «серой зоной».
В связи с тем что управлением, администрированием пенсионных сборов теперь занимается ФНС, мы также ожидаем увеличения сборов.
Я напомню, что в этом году пенсионных сборов собрано по страховым пенсиям 4,136 трлн рублей. Пенсионный фонд за последние годы проделал огромную работу в регионах. Когда выявлялись те люди, которые де-факто работают. Когда вместе с Рострудинспекцией выявлялись люди, у которых якобы оформлены договоры, но люди не получали платежей. Таких людей было выявлено только за прошлый год более 800 тысяч.
На сегодняшний день мы ожидаем, что сборы, которые были по плану в 4,4 трлн рублей, будут собраны налоговой службой. Но мы надеемся, что в дополнение к этим деньгам налоговой службе также удастся собрать дополнительные средства за счет выявления «серых зон» в экономике, за счет сбора с тех плательщиков, которые являются недобросовестными. Это было бы серьезным подспорьем для пенсионной системы, для увеличения наших пенсий.
— Ольга Юрьевна, индивидуальная накопительная пенсия, которую предлагает финансовый блок, по-вашему, разрушит ту модель, которая сейчас обеспечивает вам рост пенсионных сборов в Пенсионный фонд?
— Дело в том, что в стратегии пенсионной системы заложено развитие любых форм корпоративного пенсионирования. Корпоративное пенсионирование базируется на принципах выгоды для тех, кто страхует, и непосредственно для работников. В 2012 году корпоративными пенсиями было охвачено порядка 8 млн человек. Сейчас эта цифра сократилась ввиду серьезной работы Центрального банка по оздоровлению НПФ. Часть НПФ ушла с рынка. На сегодняшний день люди должны поверить в надежность финансовой системы, в надежность и эффективность вложений. Тогда можно будет вести разговор о дальнейшем развитии корпоративных систем.