Тариф на прокачку российской нефти по двум транзитным маршрутам через Белоруссию вырастет на 7,7%. Об этом сообщил «Газете.Ru» в понедельник глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
По словам чиновника, так как Россия и Белоруссия не смогли прийти к соглашению по поводу тарифов, автоматически применяется методика расчета, согласно которой стоимость транспортировки вырастает на прогнозный уровень среднегодовой инфляции плюс 3%.
Эту информацию подтвердили в «Транснефти». Советник президента компании Игорь Демин напомнил, что «Транснефть» предлагала повысить тариф на прокачку нефти по маршрутам «Унеча (Высокое) – Адамова Застава» и «Унеча (Высокое) – Броды» (эти услуги оказывает белорусское ОАО «Гомельтранснефть Дружба») на 5,8%. Белорусская сторона на это не согласилась, выдвинув собственное предложение — как раз 7,7%. «Транснефть», в свою очередь, передала его в ФАС России.
«Белоруссия каждый год хочет получить тариф выше, чем предлагает Россия», — отмечает Дмитрий Махонин.
Изначально белорусская сторона хотела повысить ставку транзита российской нефти вообще на 50%. Такое решение приняло министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии еще в конце сентября прошлого года. «Транснефть» тогда заявляла, что одностороннее повышение тарифа нарушает межправительственное соглашение.
В ноябре сообщалось, что МАРТ отменило собственное решение и теперь речь шла уже о повышении на 20,5%. Россия в ответ направила собственные предложения, заключающиеся в росте тарифов на услуги ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76% (маршруты «Унеча – Полоцк-1», «Унеча – Полоцк-2» и «Сургут – Полоцк»), а для «Гомельтранснефть Дружба» — на те самые 5,8%.
По первому пункту соглашение было достигнуто, но по второму, как сообщало МАРТ Белоруссии 5 января, стороны не смогли прийти к согласию. В результате чего, как заявляло белорусское министерство, с февраля рост тарифов на услуги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» должен составить 7,7%.
В частности, стоимость прокачки по магистральному нефтепроводу «Унеча (Высокое) – Адамова Застава» возрастет с 267,31 до 297,9 российского рубля за тонну (без НДС), а по маршруту «Унеча (Высокое) – Броды» — со 114,82 до 123,66 рубля за тонну.
Спор с Белоруссией не ограничивается вопросом транзитных тарифов. Помимо этого, белорусы до сих пор не погасили прошлогодний долг за газ (по итогам ноября 2016 года он достиг $425 млн) и настаивают на снижении газовых цен. Задолженность, собственно, и возникла из-за того, что Минск не соглашался с ценой в $132 за 1 тыс. кубометров, установленной Москвой, и в одностороннем порядке принял решение оплачивать поставки по цене, которую сам счел справедливой, — $73.
Российская сторона в ответ сократила поставки нефти, снизив их с оговоренных 5,3 млн тонн в квартал до 3,5 млн тонн. А в четвертом квартале они были понижены до 3 млн тонн.
Неурегулированный спор по газу, вкупе с несогласием Белоруссии принять предложение «Транснефти», может привести к тому, что Россия продолжит практику ограничения нефтяных поставок.
Как рассказал «Газете.Ru» источник в российский нефтегазовой отрасли, уже принято решение об их сокращении примерно на 12%, или на 0,5 млн тонн от запланированных 4,5 млн тонн в первом квартале 2017 года.
В Министерстве энергетики комментировать эту информацию отказались. «Транснефть» также не стала комментировать возможные сокращения поставок.
Ранее о возможном сокращении поставок нефти в Белоруссию сообщал «Коммерсантъ». Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что перекрыть Белоруссии газ в зимний период Россия не может.
«Скандал будет грандиозный, — поясняет эксперт. — Значит, действовать нужно мягче, а практика ограничения поставок нефти РФ уже отработана».
При этом, напоминает Танкаев, Белоруссия получает российскую нефть по цене значительно ниже рыночной, так как при поставках в эту страну не применяется экспортная пошлина (с 1 января она установлена в размере $79,1 за тонну против $90,4 за тонну месяцем ранее).
Помимо газа и транзитных тарифов на нефть России, по словам Танкаева, нужно решить вопрос с бензином. Дело в том, что Белоруссия должна поставлять на российский рынок топливо, полученное в результате переработки российской нефти, но не делает этого.
«Минск предпочитает продавать бензин на такие рынки, как, например, украинский и польский, где цена на него выше в 2 и 2,5 раза соответственно», — поясняет эксперт.
Между тем у России серьезная нехватка бензина для государственных нужд (в первую очередь — для обеспечения оборонного и сельскохозяйственного секторов). И если розница полностью обеспечена, то дефицит топливного гособеспечения в прошлом году составил 7 млн тонн.