Все зависит от рубля
В 2016 году продолжился тренд на переориентацию пассажиров российских авиакомпаний на внутренние направления. По итогам января – ноября, по данным Росавиации, перевозка пассажиров продолжила сокращаться и составила 81,91 млн человек, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом количество путешествующих на международных рейсах снизилось на 21,1%, до 29,71 млн человек, тогда как на внутренних рейсах оно выросло на 6,7%, до 52,2 млн человек. Точные данные пока не опубликованы, но, по прогнозам главы Минтранса Максима Соколова, объем перевозок по итогам всего 2016 года снизится на 2,2%, до 90 млн человек.
Самый стремительный рост на внутренних авиалиниях — в аэропортах на отечественных курортах.
Так, по данным «Базэл Аэро», в январе – ноябре 2016 года аэропорт Сочи обслужил более 5 млн человек, что на 29% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Нарастил пассажиропоток и аэропорт Симферополя, который преодолел отметку в 5 млн пассажиров в конце ноября, тогда как в 2015 году пятимиллионный авиапассажир прибыл в Крым на месяц позже, в конце декабря.
К концу 2016 года наметилась тенденция к росту суммарного объема перевозок. После почти непрерывного сокращения количества пассажиров с начала 2016 года в октябре был зафиксирован 4-процентный рост, а в ноябре объем перевозок подскочил на 16%, во многом благодаря международным перевозкам (+12,1% по сравнению с ноябрем 2015 года).
Основной причиной того, что в конце 2016 года начал увеличиваться объем перевозок пассажиров, является стабилизация курса рубля по отношению к мировым валютам.
В январе 2016 года среднемесячный курс рубля к доллару составлял 77,9344 руб., в тот же месяц пассажиропоток на международных рейсах сократился на 26,3% год к году. К концу 2016-го среднемесячный курс снизился до 62–64 руб. за доллар, что тут же сказалось на покупательной способности населения и его готовности к путешествиям.
В 2017 году российские авиакомпании перевезут больше туристов, чем в 2016-м, предположил в разговоре с журналистами глава Росавиации Александр Нерадько в декабре. «Меньше не будет. Будет точно больше», — заявил он. Нерадько пояснил, что перевозки в 2017 году будут примерно на уровне 2016 года, «если не будет каких-то макроэкономических потрясений».
Все дороги ведут в Москву
Несмотря на тенденцию к стабилизации объема пассажирских перевозок из России, иностранные и российские авиакомпании не спешат наращивать провозные емкости из регионов. Гражданская авиация продолжает концентрироваться в аэропортах Московского авиационного узла.
В 2016 году доля аэропортов МАУ в общем объеме перевозки пассажиров в России еще больше увеличилась. По итогам января – ноября 2016 года этот показатель вырос до 85,82%, что на 1,87 п.п. выше, чем за аналогичный период 2015 года.
Из 81,91 млн пассажиров более 70,29 млн человек обслуживались в московских аэропортах. Еще в 2014 году доля аэропортов МАУ в общем пассажиропотоке была менее 75%.
Единственным аэропортом Московского авиационного узла, который в 2016 году нарастил пассажиропоток, стало Шереметьево. Он же остается на первом месте по объему перевезенных пассажиров среди всех российских аэропортов. По итогам января – ноября аэропорт обслужил 30,92 млн человек, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Остальные аэропорты МАУ — Домодедово и Внуково — сократили объем перевозок. Домодедово за 11 месяцев 2016 года снизило объем перевезенных пассажиров на 7,2%, до 26,5 млн человек, Внуково — на 14,7%, до 12,86 млн человек.
Кому достанется пальма первенства в 2017 году, во многом зависит от того, будет ли открыт Египет и из какого аэропорта преимущественно будет осуществляться авиасообщение с арабской республикой. Закрытие Египта в 2015 году привело к тому, что Домодедово переместилось в рейтинге крупнейших по пассажиропотоку аэропортов России на второе место, уступив его Шереметьево.
Поезда отвоевывают рынок
Доля железнодорожных перевозок на внутреннем рынке пассажирских перевозок страны увеличилась на 1,7% и составила 28%, подсчитали в РЖД.
Сильнее всего выросло количество пассажиров в сообщении Москва – Санкт-Петербург – Москва: на этом маршруте доля железнодорожного транспорта увеличилась в 2016 году до 70%, что на 4 п.п. выше, чем в 2015-м.
За январь – ноябрь поездами «Сапсан» были перевезены 4,4 млн человек (+37,3% к аналогичному периоду 2015 года).
«Железные дороги имеют высокое конкурентное преимущество перед авиа на расстояниях от 500 до 1000 км и перед авто на расстояниях до 500 км», — поясняет Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД). По его словам, росту пассажиропотока между Москвой и Санкт-Петербургом способствовало увеличение количества «ниток» для «Сапсанов», а также запуск сдвоенных поездов.
Ставка на Китай
Обесценивание рубля привело к росту въездного турпотока в Россию. Страной происхождения наиболее многочисленного количества иностранных граждан, въехавших в Россию в 2016 году именно с туристической целью, является Китай. По данным Ростуризма, за январь – сентябрь 2016 года в Россию с целью туризма прибыли 1,072 млн китайцев, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2015-го.
За год Китай переместился с третьей на первую строчку в списке стран дальнего зарубежья, чьи граждане посетили Россию в качестве туристов. Китай потеснил предыдущих лидеров рейтинга — Польшу и Финляндию.
Увеличение пассажиропотока на китайском направлении отмечают и в аэропортах. По прогнозам Шереметьево, в 2016 году аэропорт обслужит на китайских направлениях свыше 1,5 млн пассажиров, что на 13% выше показателя 2015 года. За январь – ноябрь 2016 года Пулково обслужило 166 тыс. человек на рейсах в/из Китая, что на 85% выше показателя за 11 месяцев 2015 года. Более чем в полтора раза, до 154 тыс. человек, вырос пассажиропоток на китайских авиамаршрутах из аэропорта Иркутска (по итогам января – ноября 2016 года).
Пассажиры ищут лоукостеры
Средняя цена авиабилетов по внутрироссийским направлениям в 2016 году упала на 10–11%, рассказал глава Минтранса Максим Соколов в конце декабря. С учетом инфляции в 6% «реальная стоимость билетов снизилась практически на 15%», добавил он. С расчетами транспортного ведомства согласны и в онлайн-поисковых системах. Так, по данным Aviasales, средний чек по России за 2016 год составил 14 592 руб. — на 7% меньше, чем годом ранее. По подсчетам Biletix, средний чек по внутренним направлениям в 2016 году снизился до 6784 руб., что на 15,2% меньше показателя за 2015 год.
Средний чек по зарубежным направлениям в 2016 году рос: на рейсах в Европу — на 5%, в Северную Америку — на 8%, в Азию — на 6%, сообщили в Aviasales. Но эта динамика значительно ниже той, что была продемонстрирована в 2015 году. Тогда рост цен на авиабилеты за границу составил 24–26% по сравнению с 2014 годом, подсчитали в «Туту.ру».
Снижение среднего чека в 2016 году связано с тем, что «пассажиры все активнее выбирают более экономичные «гибкие» тарифы, отказываясь от таких традиционных услуг, как провоз дополнительного багажа или питание на борту», заявил глава Biletix Александр Сизинцев. По его словам, доля продаж безбагажных тарифов достигла 30%.
В 2017 году российские авиапассажиры продолжат искать способы сэкономить на путешествиях. По прогнозам «Туту.ру», в 2017 году цены на некоторые наиболее востребованные направления по России останутся на уровне 2016 года.