Символом уходящего года для наших соотечественников стал кризис, отмечает исследовательский холдинг «Ромир», опросивший 1 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Тяжелая экономическая ситуация в стране затмила для россиян все остальные события как внутри России, так и за ее пределами.
При ответе на вопрос «Ромир» о самых значимых для России событиях 2016 года мнения россиян разделились следующим образом. Каждый четвертый респондент (25%) назвал главным событием года кризис в стране.
Еще 17% опрошенных этот год запомнился ростом цен и высокой инфляцией. Таким образом, у 42% россиян год ассоциируется с тяжелой экономической ситуацией.
Каждый пятый россиянин назвал событием года продолжающуюся военную операцию в Сирии. И столько же отметили допинговый сандал. При этом выборы в Госдуму называли самыми запоминающимися реже всего — только 2% опрошенных.
Однако наши сограждане не столь аполитичны, как может показаться. Политика их интересует. Отвечая на вопрос о самых главных событиях года в мире, более трети (36%) респондентов назвали избрание Дональда Трампа новым американским президентом, еще 30% — борьбу с «Исламским государством» (запрещено в России).
Оценка «Ромир» оказалась близка той, что ранее дал Всероссийский центр изучения общественного мнения. ВЦИОМ еще в начале 2016 года зафиксировал рост беспокойства россиян относительно увеличения цен и экономической ситуации в целом. На это указали 23% опрошенных.
Нет ничего удивительного в том, что кризис в сознании россиян вышел на лидирующие позиции.
В прошлом году о кризисе и девальвации рубля говорили только 9% респондентов, опрошенных «Ромир». А сейчас почти в пять раз больше.
Примечательно, что надежды на этот год у россиян были довольно радужными. Треть россиян (33%) надеялась на улучшения в экономике в 2016 году, свидетельствует глобальный опрос Gallup (он был проведен в декабре 2015 года). Пессимистично были тогда настроены 27% наших соотечественников. При этом Россия оказалась на 21-м месте в общем рейтинге экономической надежды из 68 (против 27-го места в 2015 году).
Кризисные ситуации в экономике настолько глубоко проникли в сознание россиян, что не раз меняли его потребительское поведение, отмечает президент «Ромир» Андрей Милехин.
Если в кризисном 1998 году российский покупатель после советского дефицита безудержно насыщал свои потребности, ориентируясь на дешевые товары и не обращая внимания на бренд, то в 2008-м он становится более разборчивым, предпочитает брендовые товары. А вот после 2014 года, после нового витка кризиса, вызванного геополитической ситуацией, потребитель снова меняет свое поведение и переходит на рациональную модель потребления, выбирает более дешевые товары.
«При этом 76% покупателей уверены, что кризис закончится, и закончится скоро — в 2017 году. Часть уже вновь приобретенных привычек покупателей сохранится и по окончании кризиса, что надолго изменит саму потребительскую среду», — отмечает Милехин.
Пессимизм россиян относительно экономики немного уменьшился, но все еще значителен. Об этом также свидетельствует опрос Института статистических исследований НИУ ВШЭ. В третьем квартале улучшение личного материального положения заметили 8% респондентов, ухудшение — 40% (против 7 и 41% кварталом ранее). Ожидают улучшения 9%, ухудшения — 22% опрошенных. Заметно сократилось число тех, кто негативно оценивает изменения в экономике за год: с 63 до 52% опрошенных.
Пессимисты скорее правы, считает директор Центра конъюнктурных исследований института ВШЭ Георгий Остапкович.
«О восстановлении уровня жизни населения речи в ближайшее время не идет: реальные располагаемые денежные доходы населения падают уже два года, и интенсивность этого процесса не снижается», — говорит он.
Реальные располагаемые денежные доходы в ноябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 5,6%, за десять месяцев — на 5,8%, по данным Росстата. А улучшение настроений, по мнению Остапковича, связано с тем, что часть россиян адаптировалась к условиям «новой реальности».