В программе Гайдаровского форума на 13 января запланирована панельная дискуссия «Устойчивый экономический рост: модель для России». Обсуждать предполагается в том числе перспективы экономического роста на 2018–2024 годы, то есть на вероятный четвертый президентский срок Владимира Путина (выборы главы государства состоятся в марте 2018 года).
Ключевой доклад предстоит сделать Алексею Кудрину, а дискутировать с ним будут глава Банка России Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Муллер и заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист) Андрей Клепач.
Доклад Кудрина представляет особый интерес, ведь в начале 2017 года ЦСР обещал представить концепцию программы развития России до 2025 года. Напомним, что поручение подготовить такой документ дал президент Владимир Путин.
Впрочем, представитель Алексея Кудрина не смог сообщить «Газете.Ru» тему доклада, с которым тот выступит на Гайдаровском форуме. Он также не знает, будет ли это первая презентация программы, которую ЦСР готовит для президента.
Но ЦСР стоит поторопиться с подготовкой своих предложений: у него достаточно много конкурентов в деле подготовки программы «четвертого срока» Владимира Путина. Свой документ готовит и Столыпинский клуб во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым: программа называется «Стратегия роста», она рассчитана на период до 2025 года.
В конце декабря Столыпинский клуб, который в 2017 году из дискуссионной площадки превратится в Институт экономики роста, представил структуру программы.
Программа Столыпинского клуба разбита на три этапа. Первый — восстановление экономического роста (2017–2019 годы). Второй — выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 годы). Третий — устойчивое развитие (2026–2035 годы).
Для каждого этапа рассчитаны конкретные KPI по пяти основным направлениям: диверсификация экономики, качество жизни населения, создание современной инфраструктуры, переход в шестой технологический уклад и интеграция в единое пространство Азия – Европа.
Есть и список системных решений по активизации источников роста, в нем 15 пунктов, в том числе поддержание макроэкономической стабильности. Понимание этой стабильности у Столыпинского клуба радикально отличается от мнения ЦБ и Минфина, которые выставили цели в 4% по инфляции и снижение дефицита бюджета до 1% в 2019 году.
Столыпинцы считают допустимой инфляцию в 7–8%, дефицит бюджета в 5–6% и соотношение госдолга к ВВП — 60%, тогда как в настоящее время этот показатель в несколько раз меньше.
«Это позволит перейти от умеренно жесткой денежно-кредитной политики к умеренно мягкой, которая открывает путь для экономического роста», — полагает Борис Титов.
В пресс-службе Столыпинского клуба «Газете.Ru» подтвердили, что стратегия должна быть готова в январе, а также планы презентовать ее Владимиру Путину. Впрочем, никакой точной даты встречи Бориса Титова с президентом пока нет.
Еще одну программу до 2025 года будет готовить Министерство экономического развития, которое в декабре возглавил теперь уже бывший замглавы финансов Максим Орешкин, по поручению Владимира Путина.
Президент после своего послания Федеральному собранию поручил кабмину с участием ведущих общественных объединений предпринимателей подготовить и утвердить «комплексный план действий правительства Российской Федерации на 2017–2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики».
Первая версия плана действий правительства до 2025 года будет готова в марте этого года, заявил 10 января глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
«Определенная версия плана у нас уже есть. Мы сейчас будем над ней активно работать, будем брать какие-то предложения, которые будут поступать от ведомств, будем общаться очень внимательно с бизнес-объединениями, рассказывать им о тех идеях, которые у нас есть, слушать идеи, которые они предлагают. Примерно через два месяца — в марте — у нас будет работоспособная его версия, такой промежуточный итог», — передает ТАСС его слова.
Минэкономразвития представит программу социально-экономического развития России до 2025 года в мае 2017 года, говорил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, эта программа не пересекается с программой развития России, которую готовит Алексей Кудрин. «Алексей вместе с экспертами работает по кругу шире», — заявил первый вице-премьер. Об этом же заявил на днях и Максим Орешкин.
Но развести документы возможно только в том случае, если программа МЭР будет выполнена в стиле «антикризисных планов», которые готовились в последние два года. Например, в декабре 2016-го ведомство направило в правительство очередной такой план «мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики» стоимостью 488,7 млрд руб. В него, в частности, включили расходы на приоритетные проекты и поддержку отдельных отраслей экономики, инновационных территориальных кластеров, ВЭБа и проч.
Если же Минэкономразвития попробует подойти к подготовке плана до 2025 года более системно, то пересечения с программой ЦСР неизбежны.
Дело осложняется тем, что принимать решения по ускорению экономического роста предполагается с учетом мнения бизнес-организаций. А у них другие подходы по многим ключевым вопросам.
Например, в «Принципах стратегии экономического развития России до 2030 года», подготовленных Торгово-промышленной палатой, упор делается на «новую индустриализацию» и обрабатывающие сектора промышленности. Предлагается защищать отечественного производителя с помощью тарифно-таможенных мер, уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, отказаться от таргетирования инфляции и снизить ключевую ставку с текущих 10 до 1% в 2019 году.
В итоге в мае у президента на столе будет лежать несколько самых разных стратегий и планов, из которых ему и его советникам придется либо выбрать одну, либо сделать «сборную солянку» и с ней пойти на выборы.