Санкционный список США как против физических, так и против юридических лиц из России был расширен. Вашингтон продолжает усиливать давление на Москву в связи с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав России.
«Целью введения данных санкций является сохранение давления на Россию», — отметил глава департамента по контролю за иностранными активами минфина США Джон Смит.
Как говорится в сообщении казначейства США, в расширенный список попали семь физических лиц (Михаил Дедов, Михаил Клишин, Кирилл Ковальчук, Дмитрий Лебедев, Дмитрий Мансуров, Олег Минаев и Евгений Пригожин) и 34 российские компании (ФГУП «Крымские порты», «Крымская железная дорога», агентство «Транс-Флот», структуры Россельхозбанка, НОВАТЭКа и др.). Вдобавок в него вошли два танкера под российским флагом — «Маршал Жуков» и «Сталинград».
Ответ российского МИДа последовал незамедлительно.
Заместитель главы МИД России Сергей Рябков заявил, что у Москвы есть право ответить на санкции Вашингтона асимметрично.
«Мы оставляем за собой право выбрать время, место и форму ответных действий в том виде, как это будет устраивать нас и как это будет соотноситься с нашими собственными приоритетами на американском направлении», — сказал он.
Слишком близко к Путину
Шесть из семи новых фигурантов санкционного списка США связаны с деятельностью банка «Россия». Он был внесен в список сразу после присоединения Крыма в марте 2014 года.
Причиной такого решения послужило то, что «Россия» считается «личным банком официальных лиц Российской Федерации», указывалось в заявлении американского минфина от 20 марта 2014 года.
По мнению казначейства США, через банк «Россия» оказывалась финансовая поддержка действиям России на Украине. К тому же казначейство указывало, что банк «Россия» находится под контролем члена так называемого ближайшего круга российского президента Владимира Путина Юрия Ковальчука. Американский минфин называет его «личным банкиром высших должностных лиц Российской Федерации, включая Путина», и его «близким советником».
Лебедев, Мансуров, Клишин и Дедов владеют по 20% в ООО «Венчурная инвестиционная компания», которая создана для управления активами группы банка «Россия». Попал под санкции и племянник основного акционера банка Юрия Ковальчука — Кирилл Ковальчук. Минаев, занимающий ныне пост предправления Собинбанка, ранее также был связан с «Россией» — он входил в состав совета директоров банка.
Последний из новых фигурантов санкционного списка США — Евгений Пригожин — является российским бизнесменом и владельцем комбината питания «Конкорд». Аффилированные с «Конкордом» структуры на протяжении многих лет выигрывали тендеры на организацию питания в образовательных учреждениях, воинских частях, а также в управделами президента. В 2013 году журнал Forbes назвал его личным поваром Путина. Пригожина также связывают с финансированием так называемой фабрики троллей в Ольгино.
Госкомпании и их малоизвестные контрагенты
В расширенный санкционный список вошло 12 структур самого крупного в России независимого газопроизводителя, компании НОВАТЭК, который уже находится под санкциями. В основном это дочерние предприятия, занятые разведкой и добычей газа, его переработкой, маркетингом.
Санкции в данном случае вряд ли нанесут НОВАТЭКу значительный ущерб, так как финансирование для своего самого крупного проекта — «Ямал-СПГ» — компания уже получила.
Еще в мае сообщалось, что российские и китайские банки предоставили проекту завода по сжижению газа на Ямале в общей сложности сумму, эквивалентную $27 млрд. Кстати, из-за санкций, введенных в отношении НОВАТЭКа в 2014 году, изначальная схема финансирования была пересмотрена, так как США, которые должны были предоставить средства, ограничили для компании доступ к своему капиталу.
Интересно, что в середине декабря сообщалось о привлечении «Ямал-СПГ» кредита на €750 млн под гарантии итальянского экспортного агентства Sache и французского Coface.
Ситуация с НОВАТЭКом схожа с прошлым расширением санкций, когда США 1 сентября включили в список 51 «дочку» «Газпрома», включая «Газпром-медиа». Тогда эксперты говорили, что на работу российского газового монополиста это никак не повлияет.
Еще одна компания, включенная в расширенный санкционный список США, — «Транс-Флот» — это частная транспортная компания (принадлежит бизнесмену Алексею Зайцеву), обеспечивающая грузовые речные перевозки в Поволжском, Южном, Северо-Западном федеральных округах.
В 2016 году «Транс-Флот» выиграл контракт на передачу в аренду швартовочного буксира в пользу «Роснефтефлота» (дочерняя структура «Роснефти»).
Два судна «Транс-Флота», внесенные в санкционный список, «Маршал Жуков» и «Сталинград», — это танкеры-химовозы дедвейтом 6 тыс. тонн.
«Напоследок уходящая администрация США решила оставить отметину, забить очередной гвоздь, — полагает Евгений Румер, директор американского Фонда Карнеги. — Не стоит забывать, что конгресс США — республиканский, но никак не пророссийский и не пропутинский. Так что Трампу будет хоть и проще работать со своим конгрессом, но надо будет поработать серьезно, если он хочет налаживать отношения с Россией».
«Санкции нужны для того, чтобы ухудшить инфраструктурные проекты в Крыму. Это послание Кремлю со стороны уходящей администрации Обамы», — считает Теодор Карасик, ведущий аналитик Gulf Stare Analytics в Вашингтоне.