Две недели делегации стран на конференции ООН по вопросам изменения климата обсуждали экологические проблемы и способы их решения. В том числе были подняты вопросы практической реализации вступившего в силу 4 ноября Парижского соглашения по климату.
Заключенное в рамках Рамочной конвенции ООН Парижское соглашение сегодня объединяет свыше 90 стран, ответственных более чем за 55% выбросов парниковых газов. Цель соглашения — не допустить повышения средней температуры по планете на 2 градуса к 2100 году. Документ ратифицировали лидеры по объему парниковых газов — США, Китай, страны Европы, Индия. Россия также присоединилась к соглашению, но пока не ратифицировала его, заложив несколько лет на проработку мер по реализации климатических договоренностей. В их числе — анализ социально-экономических последствий утверждения Парижских соглашений.
Дело в том, что отдельные меры по защите экологии, снижению уровня парниковых газов могут обойтись только российской экономике в миллиарды долларов.
С одной стороны, Парижское соглашение ратифицировавшие его страны ни к чему не обязывает, так как государства сами назначают себе цель снижения выбросов и способы ее достижения. С другой стороны, подписанный документ — это рамочное соглашение, и разработка конкретных мер к нему все еще находится в стадии обсуждения, в том числе она велась и в Марракеше.
Методы по снижению объема парниковых газов бывают разные, как модернизационные (например, развитие лесного хозяйства, снижение потребления бензина за счет газомоторного топлива, улучшение теплоизоляции зданий, улучшение систем отопления), так и ограничительные, финансовые. К последним можно отнести налог на углерод — углеродный сбор, который теоретически должен повысить привлекательность более экологически чистой энергии, а на деле может резко увеличить финансовую нагрузку на экономику.
Как следует из документов, подготовленных российской стороной к конференции в Марокко, в вопросе углеродного налога Россия выступает за то, чтобы углеродный сбор если и вводили, то во всех странах одновременно, то есть чтобы ни у кого из крупных игроков не было преференций из-за времени ввода налогов.
Тем не менее сама идея такого сбора без длительного подготовительного периода может принести серьезные сложности для экономики России.
По расчетам Института проблем естественных монополий, введение углеродного сбора обойдется России в $42 млрд в год. Это до 24% доходов федерального бюджета на 2016 год, или 35–45% суммарного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. И это только если исходить из начальной ставки, которая будет на уровне $15 за тонну эквивалента СО2. А с 2030 года возможно увеличение ставки до $35.
В докладе ИПЕМ «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России» указывается, что углеродный сбор окажет негативное влияние практически на все виды экономической деятельности. Больше всех пострадают нефтегазовая и транспортная отрасли, электро- и теплогенерация, АПК и сектора промышленности с высокой энергоемкостью или значительными удельными выбросами, такие как металлургия, производство азотных удобрений и цемента.
«Компании данной специализации будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы», — предупреждает ИПЕМ.
К похожим выводам пришел и Международный центр устойчивого энергетического развития (МЦУЭР), подготовивший по заказу Минэнерго исследование различных вариантов сокращения выбросов парниковых газов. В докладе «Анализ влияния политики по регулированию выбросов парниковых газов на отрасли ТЭК РФ» уточняется, что на ТЭК приходится 27% российского ВВП и около половины поступлений в федеральный бюджет. Поэтому мероприятия, ограничивающие темпы развития отрасли, негативно скажутся на развитии всей экономики страны, а Парижские соглашения не дают ей никаких преимуществ.
«Введение прямого углеродного сбора на все национальные выбросы парниковых газов в нынешних условиях является мерой, которая приведет к незначительному сокращению выбросов и за счет больших потерь в экономике. Конечные расходы будут переложены на потребителей, что приведет к сокращению располагаемых доходов населения на 1,7 трлн руб. Предполагаемый итог к 2030 году: падение ВВП на 4%», — говорится в докладе МЦУЭР.
При этом эксперты пришли к выводу, что сокращение выбросов газа можно достичь и без ввода углеродного сбора, в частности, с помощью улучшения теплоизоляции сетей и зданий, строительства энергоэффективных офисов и промышленных зданий, создания сети альтернативных котельных и модернизации управления системами отопления. Только эти меры сократят выбросы до 70–80% уровня 1990 года, что практически укладывается во взятые Россией обязательства по Парижским соглашениям. Но самое главное, в отличие от углеродного сбора они окажутся рентабельными, а в ряде проектов позволят привлечь в отрасль ТЭК инвестиции.