Гуцериевы скупили треть рынка электроники

Группа «Сафмар» семьи Гуцериевых договорилась о покупке «М.Видео»

Антон Белицкий/Коммерсантъ
Крупнейшая российская розничная сеть бытовой техники и электроники «М.Видео» может сменить владельца после Нового года — соответствующая договоренность достигнута между ее нынешними владельцами и финансовой группой «Сафмар» семьи Гуцериевых. Сделка пока не прошла согласование в Федеральной антимонопольной службе.

Группа «Сафмар» приобретет 57% акций «М.Видео», крупнейшей в России розничной сети электроники и бытовой техники, у ее основателя Александра Тынкована и его партнеров.

Из сообщения последних, опубликованного на американском портале globenewswire.com, следует, что Тынкован с партнерами договорились продать «Сафмар» 100% их инвесткомпании, которой, в свою очередь, принадлежат акции ритейлера.

По словам Михаила Гуцериева, «М.Видео» планируется использовать как основу для расширения бизнеса группы «Сафмар» в непродуктовом ритейл-секторе.

После завершения сделки группа «Сафмар», которая уже владеет сетями магазинов «Эльдорадо» (третья на рынке электроники и бытовой техники) и «Техносила», может получить общую долю на рынке порядка 30%.

Основатель «М.Видео» Александр Тынкован ожидает закрытия сделки по продаже в течение трех-четырех месяцев. «Обычно такие процессы занимают несколько месяцев. По опыту, это три-четыре месяца», — сказал RNS Тынкован.

Эта сделка еще должна быть согласована в Федеральной антимонопольной службе, но, как сообщили «Газете.Ru» в ФАС, пока этого не произошло и даже соответствующего ходатайства от владельцев «М.Видео» еще не поступало. Стандартный срок согласования — месяц, напомнили в антимонопольном ведомстве. Он может быть продлен или сокращен в зависимости от обстоятельств сделки.

Спрогнозировать позицию антимонопольного органа пока сложно, считает старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк. Совокупная доля «Техносилы», «Эльдорадо» и «М.Видео» на российском рынке бытовой техники составляет приблизительно 27%, отмечает он.

«Из этого можно заключить, что в целом сделка соответствует условиям закона «О защите конкуренции». Но в то же время необходимо помнить о том, что в 2013 году ФАС уже заблокировала сделку по покупке «Эльдорадо» компанией «М.Видео»», — напоминает юрист.

Условием договоренности между продавцами и покупателями определено, что группа «Сафмар» должна будет предложить миноритариям выкуп их долей в «М.Видео» за ту же цену, по которой она приобретет акции у Тынкована с партнерами, — $7 за акцию. Всего в обращении у «М.Видео» находится 180 млн акций, таким образом, стоимость 57% акций составляет $718,2 млн, а стоимость выкупа всех 100% может составить $1,26 млрд. Также достигнута договоренность, что менеджмент компании не будет меняться во время совершения сделки и после ее закрытия.

Стоимость акций компании на Московской бирже после объявления о сделке резко выросла и к 13.45 прибавила 9,23% к закрытию вчерашнего дня — 401,2 руб. за акцию против 368 руб. Максимальная стоимость сделок в течение дня к этому моменту достигала 414 руб. за акцию.

«М.Видео» на данный момент — лидер среди розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте, кроме того, это единственная публичная российская непродуктовая сеть (ее акции торгуются с ноября 2007 года).

Ранее «М.Видео» объявляла о росте продаж за девять месяцев 2016 года — на 17%, до 152,5 млрд руб. (в сопоставимых магазинах — на 16%). За этот период сеть открыла 12 новых магазинов. Интернет-продажи компании за три квартала показали рост на 30%, до 17,4 млрд руб с 13,4 млрд за аналогичный период прошлого года.

По данным «InfoLine-Аналитики», за первое полугодие 2016 года доля «М.Видео» на рынке составляла 16,4% (выручка — 83,6 млрд руб.). Второе место занимала компания DNS (выручка — 63 млрд руб., 12,4%), третье — за компанией «Эльдорадо» (9,3%, выручка — 50 млрд руб.), о завершении сделки с которой «Сафмар» объявила на прошлой неделе.

После сделки с «М.Видео» группа «Сафмар» семьи Гуцериевых-Шишханова станет владельцем 901 магазина электроники. На 30 сентября 2016 года сеть «Эльдорадо» включала 415 гипермаркетов. У «М.Видео» было 390 магазинов по состоянию на 21 ноября, у сети «Техносила» — 96 магазинов.