Имущество для казны
Вариант расчистки долгов ВЭБа, предполагавший перевод «плохих» активов ВЭБа напрямую в собственность государства, на прошлой неделе получил законное основание. Среди поправок в проект федерального бюджета на 2017–2019 годы от имени правительства оказалась включена поправка, касающаяся и активов банка. Поправка была одобрена Госдумой 7 декабря во втором чтении и 9 декабря — в третьем. Депутаты специального обсуждения по этой поправке устраивать не стали.
В новом изложении федерального бюджета правительству разрешена «компенсация убытков» ВЭБу, «возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну РФ».
Компенсация разрешена в рамках 150 млрд руб. дополнительного имущественного взноса государства в уставный капитал банка в 2017 году. Та же сумма предусмотрена на имущественный взнос и в 2018, и 2019 годах. Тем самым правительство согласилось «безвозмездно» принимать на свой баланс активы ВЭБа три года подряд.
В первоначальной версии бюджета, который был внесен правительством в Госдуму в октябре и рассмотрен в первом чтении в ноябре, статья предусматривала имущественный взнос государства в ВЭБ только ради одной цели — «компенсации части затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала».
Общая сумма расходов после удвоения целей статьи, предполагающей «создание условий для финансовой устойчивости Внешэкономбанка», осталась неизменна — 450 млрд руб. на три года. Эти деньги будут раскассированы в рамках новой подпрограммы под названием «Формирование института развития проектного финансирования».
Оператором подпрограммы станет Минфин, курирующий основную госпрограмму «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», частью которой и окажется новая подпрограмма. Участия Минэкономразвития и Росимущества, отвечающих по своим полномочиям за управление госимуществом, в бюджетных материалах не прослеживается. Но из бюджетных материалов Счетной палаты следует, что «финансово-экономические обоснования с соответствующими расчетами объема потребности в бюджетных ассигнованиях на указанные цели в Счетную палату не представлены».
Казначейство не приглашали
Зато на деньги для ВЭБа уже предоставлена существенная бюджетная льгота.
На эти расходы не будет распространяться казначейское сопровождение, существенно затрудняющее получателям и расходование этих денег, и отчетность по тратам. Такая норма отдельно оговорена в третьей части пятой статьи федерального бюджета на предстоящую трехлетку.
Расчистка баланса ВЭБа от дочерних структур обсуждается правительством с 2014 года, когда стало очевидно, что банк не справляется со всеми обязательствами, которые появились по поручениям правительства. Тогда «плохие» долги ВЭБа оценивались в 1,5 трлн руб. Чтобы ВЭБ смог расплатиться с внешними займами в 2016 году, банку было выделено из бюджета 151,6 млрд руб.
Согласно отчетности банка за первое полугодие этого года, им было получено 111,1 млрд руб. В 2016 году деньги ВЭБу предоставлялись вне рамок госпрограмм. Их распределение регулировалось секретным постановлением правительства от 29 марта 2016 года №245 дсп, следует из материалов Счетной палаты.
Летом этого года ВЭБ предложил правительству проект своей стратегии, предполагавший вывод из группы дочерних структур. Речь тогда шла, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве, о МСП-банке, Фонде развития Дальнего Востока и Корпорации развития Северного Кавказа. Также планировалось расстаться и с дочерними банками «Глобэкс» и «Связь», Проминвестбанком (Украина), БелВЭБом (Белоруссия) и «ВЭБ-Азией» (Гонконг).
Обсуждался и вариант, при котором в обмен на помощь государства по оплате внешних долгов банк будет передавать отдельные активы в казну по номинальной стоимости на сумму более 1 трлн руб. И речь шла не только о передаче активов, которые ухудшают баланс института развития. Окончательно вопрос не был решен и на совещании в Белом доме, которое 17 октября проводил первый зампред руководителя аппарата правительства Максим Активов. Как следует из протокола того совещания, который есть в распоряжении «Газеты.Ru», вопрос был отправлен на повторное рассмотрение и не попал в повестку октябрьского заседания наблюдательного совета.
Официально считается, что «токсичные» активы банка составляют 1,5 трлн руб. Активы, которые не являются убыточными, оцениваются в 2,9 трлн руб.
В правительстве вся переписка по ВЭБу засекречена. Счетная палата в своем бюджетном заключении, ссылаясь на письменное обращение ВЭБа в Минфин в июле 2016 года, сообщает о потребности банка в докапитализации на 1 января 2017 года в размере 240 млрд руб. Тогда же ВЭБ запрашивал на 1 января 2018 года — 260 млрд руб. «Финансово-экономическое обоснование с соответствующими расчетами запрашиваемой суммы отсутствует», — указывает Cчетная палата в ответ на запрос ВЭБа на ближайшие два года.
Согласование списка конкретных активов продолжается и сейчас, сказал источник, знакомый с ходом дискуссии. Появление в бюджете записи о безвозмездной передаче имущества ВЭБа фиксирует только то, что правительство согласилось его принять, но, что с ним делать, еще не знает, сказал правительственный чиновник.
На заседании в Госдуме 7 декабря министр финансов Антон Силуанов отстаивал предложение поддержать ВЭБ. В противном случае, по его словам, «если мы сейчас не окажем поддержку, ВЭБ не сможет расплатиться и… прекратит свое существование». Деталей у министра никто не спрашивал.
Представитель ВЭБа от комментариев отказался, а представитель Минфина и Минэкономразвития в момент написания заметки оказался недоступен.
Правительственные источники рассказали, что очередной этап рассмотрения и стратегии развития банка и списка имущества, передаваемого в казну, назначен на 21 декабря, на наблюдательном совете под председательством Дмитрия Медведева. Только после того, как в правительстве определятся со списками, появится и возможность написать подпрограмму «Формирование института развития проектного финансирования», которая во многом должна будет пересекаться с еще не утвержденной стратегией спасения ВЭБа.