О необходимости разработать новую налоговую систему заявил Владимир Путин в ходе своего недавнего послания Федеральному собранию. «Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки к законодательству, Налоговому кодексу, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», — сказал он.
Соответствующее поручение правительству вошло в перечень поручений по реализации послания президента. Теперь кабинет министров спустил его на уровень непосредственных исполнителей.
Заниматься налоговой реформой будут Минфин и Минэкономразвития, которое с недавних пор возглавляет бывший замминистра финансов Максим Орешкин. А «помогать» им в этом будут Торгово-промышленная палата (ТПП), РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», экспертный совет при правительстве и власти субъектов.
Глава финансового ведомства Антон Силуанов за последнее время неоднократно высказывался по налоговой теме, но ничего конкретного про то, как может трансформироваться налоговая система, не говорил, а иногда и сам себе противоречил. Например, он не исключал повышение подоходного налога «после 2018 года», но его пресс-секретарь заявила, что эта тема не обсуждается.
Силуанов также сообщал, что предполагается повысить отчисления в систему обязательного медицинского страхования с 5,1 до 5,9%, а 7 декабря заявил, что «повышения ставки в 2019 году не будет» и «будем изыскивать ресурсы в 2019 году за счет повышения собираемости, за счет внутренних резервов ФОМС».
Какой окажется конфигурация новой налоговой системы, сегодня предсказать достаточно сложно. Вероятнее всего, все изменения будут увязаны с новой экономической политикой, которую придется реализовывать новому же кабинету министров, который сформирует глава государства после президентских выборов в марте 2018 года.
Владимир Путин поручил правительству с участием ТПП и ведущих общественных объединений предпринимателей подготовить и утвердить «комплексный план действий правительства Российской Федерации на 2017–2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики».
В этом плане должны быть в том числе предусмотрены меры по улучшению делового климата, повышению результативности крупных инвестиционных проектов, наращиванию объема несырьевого экспорта, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики. План должен быть готов до 30 мая 2017 года.
Заниматься всем этим обещал и Максим Орешкин. Он, в частности, говорил Владимиру Путину, что видит своей главной задачей на предстоящий год «подготовку ключевых мер, которые позволят снять структурные преграды для роста российской экономики и двигаться вперед».
Ключевой вопрос в разработке налоговых и экономических планов состоит в том, как правительству удастся скрестить свои взгляды на жизнь с тем, что будет предлагать ему бизнес-сообщество. Там основные идеи давно сформированы: например, в рамках Столыпинского клуба и программы «Экономика роста», которая подразумевает, например, целевую эмиссию в объеме до 1,5 трлн руб. на финансирование инвестпроектов.
На днях свои «Принципы стратегии экономического развития России до 2030 года» презентовала ТПП, которая прямо упомянута в тексте поручения президента. Документ представил президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», глава совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики Константин Бабкин. А в числе участников обсуждения были соавторы «Экономики роста» — советник президента Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен, экс-глава «Деловой России» Борис Титов.
Ключевая идея программы ТПП — «новая индустриализация» и ставка на обрабатывающие сектора промышленности.
Российских производителей предлагается защищать с помощью тарифно-таможенного регулирования и проводить в рамках ВТО собственную политику, «отвечающую потребностям отечественной промышленности», а если это не удастся, то надо «рассмотреть вопрос о выходе из организации».
Стоит напомнить, что Владимир Путин ранее отмечал, что Россия и другие страны БРИКС продолжают поддерживать принцип «открытых экономических пространств, носящих недискриминационный характер и опирающихся на принципы ВТО».
В налоговой сфере «Стратегия-2030» от ТПП предполагает снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Речь, в частности, идет о возвращении инвестиционной льготы при уплате налога на прибыль, проведении «обратного налогового маневра» в нефтегазовой отрасли (надо обнулить НДПИ и акцизы и повысить экспортные пошлины, чтобы сделать продукцию, поставляющуюся на внутренний рынок, более дешевой), расходовании профицита бюджета на снижение налогов, а также о перераспределении налоговых сборов в пользу регионов. Кроме того, авторы документа указывают, что сейчас существует регрессивная шкала по налогам на зарплату (страховые взносы плюс подоходный налог), а надо ввести прогрессивную с максимальной совокупной ставкой 45% для зарплат более 1,8 млн руб. в год.
Естественно, что у ТПП вызывает критику денежно-кредитная политика ЦБ. Предполагается отказаться от таргетирования инфляции и снизить ключевую ставку с текущих 10 до 1% в 2019 году. Банк России не сможет отзывать лицензии у банков, а будет делать это только через суд.
Имеющиеся у регулятора золотовалютные резервы надо вернуть (репатриировать) в Россию и направить их на развитие экономики.
Между тем политика ЦБ целиком поддерживается президентом и правительством. Все согласны, что надо во что бы то ни стало добиться целевого уровня, обозначенного ЦБ, в 4% на конец 2017 года.
«Очень важно также то, что нам удалось стабилизировать к настоящему моменту инфляцию — в этом году она будет где-то около 5,5%. В следующем году мы рассчитываем выйти уже на 4% инфляции, что, естественно, позволит проводить и более полезную для бизнеса кредитную политику», — говорил Дмитрий Медведев.
Еще один важный пункт стратегии ТПП — это активное участие государства в управлении экономикой, введение в практику элементов планирования. «Развитие экономики, опираясь на частную инициативу, должно осуществляться при активной роли государства», — говорится в презентации.
«Стратегия-2030» от ТПП еще будет дорабатываться. Но уже сейчас понятно, что она близка по духу титовско-глазьевской «Экономике роста». А этот «левый» курс категорически не приемлют ни в ЦБ, ни в Минфине, ни в Минэкономразвития. Поэтому, как правительство будет учитывать эти предложения при разработке плана до 2025 года, совершенно непонятно. Но тем интереснее будет посмотреть на конечный продукт этого коллективного творчества.