Сенсационных признаний было несколько. Народный депутат от группы «Воля народа» и крупный украинский бизнесмен Александр Онищенко рассказал, что все важные вопросы, такие как назначение генпрокурора, смена главы Службы безопасности Украины (СБУ), назначение судей, украинский президент Петр Порошенко решал с помощью денег. «Я был частью его команды и проработал с ним два года, и большую часть этих вопросов он решал через меня», — признался Онищенко в интервью российскому телеканалу RT.
Государственный банк за последние пару лет закрыл около 100 коммерческих банков, отмечает депутат. Он уверен, что власти специально давят на бизнес, поскольку не хотят, чтобы кто-то, кроме них, имел доступ к большим деньгам, потому что боятся следующих выборов, на которых кто-либо из бизнес-кругов может поддержать оппозицию.
Порошенко получил контроль над всеми государственными компаниями, сетует народный депутат:
«Это его самый большой бизнес. Руководители назначаются из круга доверенных лиц, деньги отмываются через частные компании, которым выдаются контракты».
«Если вы хотите получить контракт или выиграть тендер, все будут решать такие люди, как Кононенко (Игорь Кононенко — бизнес-партнер президента), Грановский (Александр Грановский — народный депутат, курирующий правоохранительные органы и судебную систему), Березенко (Сергей Березенко — влиятельный депутат от «Блока Петра Порошенко»). Они собирают деньги для Порошенко, которые потом используются в политических целях. Одной из таких целей была отставка Яценюка (Арсений Яценюк — бывший премьер-министр)», — уверен Онищенко.
Онищенко также обвинил главу государства в использовании средств МВФ в своих целях. «Не могу назвать вам точную сумму (вопрос касался средств МВФ, которые использовались в схемах со взятками). Большая часть этих денег ушла на войну, в продолжении которой Порошенко очень заинтересован. Все контракты, имеющие отношение к этой войне, до самых последних мелочей для нужд армии, выполняются компаниями, близкими к Порошенко. Для них это бизнес», — рассказал он.
Александр Онищенко — крупный украинский бизнесмен, который имел газовые активы и до недавнего времени входил в близкое окружение Петра Порошенко. Но летом этого года ситуация неожиданно изменилась. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что связанные с бизнесменом компании вывели из госкомпании «Укргаздобыча» 1,6 млрд грн (3,8 млрд руб.).
Украинская Рада одобрила привлечение Онищенко к ответственности, а сам бизнесмен улетел в Лондон. По заявлению Онищенко, у него есть доказательства коррупции Петра Порошенко, включая записи бесед с главой государства.
По его словам, он уже передал их американским следователям и готов представить на суд широкой общественности.
Скандал вокруг Петра Порошенко не привел к значительным потрясениям внутри страны, зато удивил европейских и американских экспертов.
Например, немецкое издание Deutsche Welle написало статью о том, грозит ли Украине новый «кассетный скандал». А британская газета The Independent опубликовала статью под названием «Сумки, полные банкнот, и заговор с целью свергнуть премьер-министра: политик заявляет о масштабной коррупции на Украине».
Сам Петр Порошенко до сих пор публично не отреагировал на многочисленные обвинения в свой адрес.
Национальное антикоррупционное бюро приступило к изучению информации о коррупции в Верховной раде, но громкие заявления пока не подкреплены фактами. Сразу несколько депутатов высказали мнение о необходимости создать следственную комиссию в Раде, которая займется расследованием фактов подкупа во время голосований.
Результатов не будет
«Мы понимаем, что сейчас господин Онищенко находится в ситуации, когда ему нужно переложить ответственность с себя за дикие коррупционные схемы, которые были им введены в отношениях с «Укргаздобычей». Как только эти схемы были устранены, «Укргаздобыча» начала показывать достаточно серьезные прибыли в очень краткий период времени. Поэтому мы понимаем, что вина г-на Онищенко если и не доказана, то очевидна… И он пытается выровнять ситуацию, открывая компромат, которого предостаточно у любого политика», — заявил исполнительный директор «Transparency International Украина» Ярослав Юрчишин в интервью «112 Украина».
За последние два года на Украине действительно были ликвидированы около 100 банков. Но официальной версией отзыва лицензий было нежелание финансовых учреждений раскрыть имена своих собственников и выполнить требования Нацбанка по докапитализации.
Впрочем, некоторые действия Национального банка действительно вызывают вопросы. Например, осенью масштабные акции протеста организовали вкладчики обанкротившегося банка «Михайловский». Они вкладывали деньги не в само учреждение, а в финансовые компании при банке. Фонд гарантирования вкладов не покрывает такие риски, но, чтобы избежать масштабных протестов, парламент с подачи президента принял закон о возврате пострадавшим 1,2 млрд грн (2,9 млрд руб.). За вывод денег из банка «Михайловский» никто не понес ответственности, только бывший председатель правления заключен под домашний арест. Бывший собственник «Михайловского» бизнесмен Виктор Полищук обвинил замглавы Нацбанка Екатерину Рожкову в пособничестве выводу денег из банка.
Что касается средств МВФ, то все транши зачисляются в золотовалютные резервы и не могут быть по соглашению с валютным фондом потрачены на покупку вооружения. Впрочем, нельзя отрицать тот факт, что окружение президента действительно активно интересуется оборонной промышленностью страны.
К примеру, бывший министр экономики Украины Айварас Абромавичус ушел в отставку в начале 2016 года из-за того, что на него оказывалось давление со стороны бизнес-партнера Порошенко Игоря Кононенко, который требовал назначить своего ставленника Сергея Пинькаса заместителем министра экономики. Пинькас работал заместителем главы «Укроборонпрома», ключевого государственного актива в сфере влияния администрации президента. Абромавичус тогда обвинил Кононенко в коррупции и попытке расставить своих людей, чтобы создавать новые коррупционные схемы.